11 сентября 2018 г.

Пока только по США, строго говоря, — но магазины без обслуживающего покупателей персонала наверняка скоро начнут появляться по всему миру. И тогда ритейлерам, в особенности средним и небольшим, придётся непросто.

Первая торговая точка Amazon Go открылась в январе нынешнего года в Сиэтле, вторая — там же в августе, третья вскоре должна заработать в Нью-Йорке. В мае стало известно о планах дальнейшей экспансии компании — в Чикаго и Сан-Франциско.

Ни кассиров, ни консультантов в этих магазинах нет. Покупатель идентифицируется при входе по смартфонному приложению, камеры и датчики внутри торгового зала отслеживают и учитывают набранные товары, а Amazon затем списывает с привязанной к приложению банковской карты соответствующую им сумму.

Ошибки системы, по заявлению самой компании, сведены к пренебрежимо малому минимуму. Она тщательно учитывает все действия покупателя, и если взятый с полки товар даже в последнюю минуту будет выложен из корзины и оставлен в магазине, система не включит его в чек. По крайней мере, ни одной жалобы от покупателей по поводу неверно выставленных счетов пока что не зафиксировано.

Живые сотрудники в Amazon Go, разумеется, есть: заведующий, бухгалтер, товароведы, грузчики, мерчендайзеры. Нет только низового персонала «передней линии», для замены которого, как выяснилось, не нужно даже изобретать роботов, — достаточно всего лишь камер и мощного сервера с хорошо написанным ПО. Со временем цифровизация и роботизация вытеснят из розничной торговли и другие незаменимые сегодня профессии. Не сразу и не везде, разумеется.

Внедрять подобные Amazon Go системы, особенно на первых порах, дорого и крайне хлопотно. Не случайно пока о намерении открыть подобную торговую точку без обслуживания заявила ещё только одна компания, от ритейла довольно-таки далёкая, — Microsoft. Не для продажи своих продуктов, конечно, а для отработки и дальнейшего продвижения соответствующих комплексных решений. Для начала — в сотрудничестве с ещё одной обширной американской розничной сетью, Walmart.

Окупаемость таких «магазинов будущего» самих по себе должна быть несколько лучше, чем аналогичных традиционных торговых точек. Пожалуй, экономия на зарплатах и налогах кассиров и менеджеров торгового зала быстро перекроет затраты на установку камер. Другое дело, что разработка всей системы продолжалась долго и стоила дорого — и потому инвестиции в НИОКР Amazon, Microsoft и их последователям придётся отбивать не один год.

Однако со временем «магазин будущего» как решение себя всё-таки окупит. И в этот момент, надо полагать, век соперничающих с гигантскими сетями независимых магазинчиков (продуктовых, хозяйственных, универсамов и т. п.) без лишнего шума завершится. Просто потому, что отныне Amazon Go и подобные проекты уже безо всяких оговорок окажутся выгоднее традиционных точек розничных продаж, что позволит сетям без ущерба для себя разом снизить цены, не поступаясь ассортиментом и качеством предлагаемых продуктов. С понятным итогом для экономящих каждый цент и каждую копейку их конкурентов, у которых попросту нет средств на внедрение подобных решений.

ИТ-ритейлу «магазины будущего» в обозримой перспективе, к счастью, не угрожают. Сведущие покупатели в любом случае будут искать ответы на вопросы сами (как они это делают и сегодня), а несведущим остро необходима консультация, — так что без грамотных менеджеров торгового зала высокотехнологичной рознице не обойтись. По крайней мере, пока не подрастут им на смену умные роботы.

Вдобавок, в розничный магазин компьютерной и бытовой техники люди идут не только за товаром, но и в поисках совета, и с надеждой тут же оформить кредит на крупную покупку, и обговорить дополнительные опции вроде развёртывания нужного им ПО или продлённой гарантии.

И пока даже самые небольшие ИТ-ритейлеры развиваются как VAR’ы, цифровизация розничной торговли их бизнесу не страшна — напротив, полезна, поскольку всё равно способствует снижению издержек и налаживанию более плотного контакта с потребителем. Но «магазины будущего» всё равно продолжают маячить где-то на горизонте — молчаливо напоминая, что расслабляться, сбрасывать темп и прекращать генерировать (уличные!) идеи в эпоху умных машин и вещей нельзя. Вредно для бизнеса.

Источник: Максим Белоус, crn.ru