27 февраля 2019 г.

20 февраля 2019 г. Президент РФ Владимир Путин на встрече с представителями российских информационных агентств и печатных СМИ заявил, что теоретически существует угроза отключения страны от мирового Интернета, и к этому нужно быть готовыми, в частности, необходимо создать независимые сегменты. При этом Президент подчеркнул, что Россия не собирается сама себя отключать, и добавил, что в случае такого шага колоссальный урон, как экономический, так и политический, понесут наши «западные партнеры», поскольку пострадают интересы их спецслужб.

«Я же не могу за наших партнеров говорить, что у них на уме. Я думаю, что это им самим нанесет колоссальный ущерб, — сказал глава государства. — Они же там сидят, это же их изобретение, и все слушают, видят и читают, что вы говорите, и накапливают эту информацию, а так не будут». По мнению Владимира Путина, перед отключением России от Интернета «они сто раз подумают».

Разумеется, Россия готовится к возможным вызовам. Так, в конце прошлого года в Госдуму был внесен законопроект об автономной работе российского сегмента Интернета, в случае если он будет отключен от глобальной инфраструктуры Сети. Авторы законопроекта — глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, его первый заместитель Людмила Бокова, и депутат Андрей Луговой. Внесенный законопроект направлен на обеспечение устойчивой работы Интернета в России в случае угрозы извне. Он определяет необходимые правила маршрутизации трафика и организует контроль их соблюдения.

Назревшая необходимость

Специалисты, работающие над законопроектом, отмечают, что документ подготовлен с учетом агрессивного характера принятой в сентябре 2018 г. стратегии национальной кибербезопасности США, в которой декларируется принцип сохранения мира силой, а Россия в числе прочих стран впрямую и бездоказательно обвиняется в совершении хакерских атак.

«В этих условиях необходимы защитные меры для обеспечения долгосрочной и устойчивой работы сети Интернет в России, повышения надежности работы российских Интернет-ресурсов. Реализация инициативы позволит сделать российский сегмент Интернета устойчивым к угрозам, обеспечить доступ к российским сайтам и возможность для российских граждан пользоваться Интернет-сервисами (почта, Интернет-банкинг) при любых внешних угрозах», — пояснил Андрей Клишас.

«Мы считаем, что такая мера давно назрела, — заявил заместитель главы Министерства цифрового развития, связи и коммуникаций Олег Иванов . — Надеемся, что в процессе работы над законопроектом в министерстве добьемся его абсолютной эффективности, и считаем, что именно такой законопроект поможет обеспечить безопасность российского сегмента Интернета от всей совокупности внешних и части внутренних угроз».

По словам Антона Горелкина , члена профильного комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, есть вероятность, что однажды российских телеком-операторов попытаются отключить от корневых серверов Интернета. Сейчас это парализовало бы работу операторов, но после реализации необходимых мероприятий страна сможет избежать такой опасности. Антон Горелкин добавил, что законопроект не предполагает создание аналога «Великого китайского файервола», и подчеркнул, что документ никак не повлияет на жизнь обычных пользователей.

Напомним, что «Великим китайским файерволом» называют систему «Золотой щит», введенную в эксплуатацию в Китае в 2003 г. Задача этой системы — фильтровать доступ пользователей к сайтам и Интернет-услугам. Блокировкам обычно подлежат страницы с антигосударственными или «чувствительными» материалами. Помимо этого, ограничивается доступ к неподконтрольным правительству КНР социальным сетям, а также контенту, связанному с азартными играми.

Цель предпринимаемых шагов заключается в том, чтобы даже в случае внешних попыток нарушить работу Интернета в России пользователи все равно имели бы нормальный и комфортный доступ к сети. По мнению Антона Горелкина, новые нормы более точно определяют правила работы с Интернет-трафиком внутри страны и трансграничный обмен данными, что должно повысить безопасность и устойчивость Рунета.

Законопроект предусматривает создание национальной системы получения информации о доменных именах или сетевых адресах, что подразумевает внедрение взаимосвязанных программно-аппаратных средств, предназначенных для хранения и получения информации о сетевых адресах в отношении доменных имен, в том числе включенных в российскую национальную доменную зону, а также авторизации при разрешении доменных имен. Требования к этой системе, порядок ее создания и правила использования будет определять Роскомнадзор, который также будет отвечать за регистрацию лиц, уполномоченных формировать доменные имена, входящие в национальную доменную зону.

Кроме того, будет определена процедура обеспечения операторов связи техническими средствами противодействия угрозам целостности, устойчивости и безопасности функционирования Интернета в РФ. Эти средства будет безвозмездно предоставлять Роскомнадзор, он же будет определять порядок, сроки и условия установки технических средств, а также требования к сетям связи при их использовании. Операторы связи, установившие такое оборудование, освобождаются от обязанности блокировать запрещенную в РФ информацию, поскольку это будет делать Роскомнадзор. Законопроект также предполагает создание Центра информационных угроз на базе Роскомнадзора. В случае возникновения нештатной ситуации Центр будет брать на себя управление информационными потоками внутри РФ.

Как заявил Андрей Клишас, на новую инициативу уйдет 20 млрд. руб., в том числе, на создание Центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования. Но, по мнению экспертов, этим дело не ограничится. Общие расходы могут быть на порядок больше. Средства придется взять у операторов и провайдеров, а они, в свою очередь, переложат это бремя на простых россиян. Вырастут тарифы на связь, будут отменены какие-то бесплатные сервисы. Следует напомнить, что операторы уже тратят большие деньги на выполнение «Закона Яровой».

Поддержка и критика

Профильный комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи поддержал инициативу, но высказал ряд замечаний. В частности, было отмечено, что в тексте не конкретизированы угрозы, а некоторые статьи документа нуждаются в согласовании с нормами действующего законодательства.

Фракция «Единая Россия» ожидаемо поддержала законопроект. Но остальные высказались против. «Любые попытки ограничения в сфере Интернета, на наш взгляд, весьма опасны и нецелесообразны. Фракция КПРФ не будет поддерживать данный законопроект», — заявил член фракции Алексей Куринный, о чем пишет ТАСС. Заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Олег Нилов раскритиковал документ за то, что в нем не прописана процедура применения создаваемой инфраструктуры, а также не указано, какие именно должностные лица должны принимать решения, и какая ответственность может последовать за возможные ошибки.

«Голосовать за закон о суверенном Интернете не будем, хотя здравое зерно в нем есть: мы должны быть готовы к негативному воздействию на Рунет извне. Однако мы знаем позицию многих граждан, блогеров, которые болезненно относятся к любым покушениям на свободу в Интернете», — заявил лидер ЛДПР Владимир Жириновский.

Фейк-ньюс под запретом

Здесь уместно напомнить еще об одной законодательной инициативе. В январе Госдума приняла в первом чтении резонансный законопроект, устанавливающий процедуру блокировки недостоверных и искажающих факты (фейковых) новостей. Авторами данной инициативы выступили все те же Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат Госдумы Дмитрий Вяткин. Позднее к ним присоединилась еще группа парламентариев. При голосовании этот законопроект поддержало 336 депутатов, 44 были против, один воздержался.

Документ предлагает запретить публикацию в СМИ и Интернете недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу жизни и здоровью граждан, массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности, прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, наступления иных тяжких последствий.

По задумке авторов закона, в случае обнаружения в сети таких материалов генеральный прокурор РФ или его заместители будут обращаться в Роскомнадзор с требованием о принятии мер по ограничению доступа к ресурсам, распространяющим такую информацию. На основании запроса Роскомнадзор должен незамедлительно направить операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к данному сайту. Ведомство будет определять хостинг-провайдера такого ресурса и направлять ему уведомление о нарушении порядка распространения информации вместе с требованием ее удалить.

Одновременно Госдума приняла проект закона о введении штрафов до 1 млн. руб. за распространение фейковых новостей. Предлагается внести поправки в статью 13.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) РФ («Злоупотребление свободой массовой информации»).

Авторы законопроекта подчеркивают, что он направлен, в первую очередь, на предотвращение угрозы общественному порядку в России. Как заявил глава профильного комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, необходимо бороться с сетевым терроризмом. «Мы видим, что происходит с фейковыми новостями. Фактически, с их помощью терроризируют населения, сеют панику, что приводит к очень печальным последствиям. С этим, безусловно, надо бороться», — подчеркнул он, и добавил, что в 2018 г. количество фейковых новостей, по данным компании «Медиалогия», увеличилось на треть и составило более 20 тыс.

Полпред правительства РФ в Госдуме Александр Синенко подтвердил, что Кабинет Министров поддерживает концепцию законопроектов о запрете распространения фейковых новостей и оскорбления госинститутов. «Поток ложных новостей создает фон, в результате которого подрывается доверие к достоверным сведениям, и в этом заключается наибольшая угроза обществу», — сказал Синенко.

Источник: Константин Геращенко, crn.ru