8 августа 2019 г.

Глобальные поставки смартфонов во II кв. 2019 г. снова снизились — причём нисходящий тренд этот рынок демонстрирует уже седьмой квартал подряд. В то же время по всему миру растёт интерес конечных пользователей к сотовым аппаратам попроще и подешевле, но всё-таки снабжённым (некрупным) цветным экраном, исполняющим ограниченный набор приложений и предоставляющим приемлемый по качеству восприятия доступ в Интернет.

Как сообщают аналитики IHS Markit, за вторые три месяца текущего года в мире было отгружено 331,2 млн единиц смартфонов — на 3,6% меньше, чем за тот же период 2018-го. При этом американские санкции против Huawei, о которых администрация Трампа объявила в середине мая, пока ещё не успели толком сказаться на результатах второго квартала.

А это значит, что если запрет на поставки продукции под этим брендом в США всё-таки вступит в действие, а американские компании действительно прекратят сотрудничество с китайским гигантом, общемировые поставки смартфонов просядут (уже в третьем квартале) ещё более ощутимо. Пока же за апрель-июнь 2019 г. Huawei отгрузила в канал 58,7 млн смартфонов — меньше, конечно, чем в I кв. текущего года (59,1 млн), но разница не достигла и 1%. Более того, если сравнивать со II кв. 2018-го, компания увеличила поставки на целых 8% — и в целом нарастила свою долю по количеству поставленных на мировой рынок смартфонов до 18%, что на два процентных пункта больше, чем за тот же период годом ранее.

Эксперты отмечают, что едва ли не единственным драйвером роста смартфонных отгрузок на протяжении второго квартала текущего года был высокий спрос на внутреннем рынке КНР. В глобальном же масштабе интерес потребителей к этим коммуникационным терминалам продолжает снижаться. Помимо Huawei, лишь три компании из первой десятки смартфонного рынка — Samsung Electronics, Oppo и TCL Alcatel — продемонстрировали рост поставок за отчётный период.

Флагманом на этом направлении продолжает оставаться Samsung, отгрузившая за II кв. текущего года 75,1 млн смартфонов — на 6% больше, чем за аналогичный прошлогодний период, что позволило ей занять 23% рынка (в количественном исчислении), на два процентных пункта больше, чем годом ранее. По мнению аналитиков, негативный тренд в сегменте смартфонов может переломить популяризация сервисов 5G по мере развития соответствующих сотовых сетей, — однако эффект этот станет заметным никак не ранее середины, а то и конца 2020 г.

Тем временем следующий миллиард Интернет-пользователей, как утверждает The Wall Street Journal, будет выходить во Всемирную Паутину и пользоваться доступными в ней сервисами посредством вовсе не смартфонов и уж тем более не персональных компьютеров на платформе х86. В развивающихся странах по всему свету бурно растущей популярностью пользуются smart feature phones, или hybrid phones, — многофункциональные сотовые аппараты розничной ценой не более 25 долл. США и с вполне исчерпывающим с точки зрения Интернет-неофита набором функциональных возможностей.

Поставки таких аппаратов в 2017 г. находились на уровне 20,8 млн единиц, в 2018-м достигли 73,6 млн, а по итогам текущего года, как ожидается, преодолеют рубеж 97,5 млн единиц. Интересно, что одна из наиболее распространённых в сегменте smart feature phones операционных систем, основанная на ядре Linux KaiOS (идейная наследница Firefox OS), развивается в тесном партнёрстве с Google и уже успела занять позицию третьей по распространённости в мире мобильной операционки после Android и iOS.

Многофункциональные сотовые телефоны (выпускаемые под брендами JioPhone, Doro, WizPhone и др.) представляют собой, по большей части, устройства с некрупными несенсорными дисплеями и удобными аппаратными кнопками, оснащаемые в лучшем случае 256 Мбайт оперативной памяти. Для KaiOS разработана довольно обширная экосистема приложений, включающая Facebook, Twitter, Airfind, ленты новостей и погоды, календари, Google Maps и даже голосовой помощник Google Assistant.

В мире до сих пор почти 3,4 млрд человек, по большей части проживающих в беднейших странах, не имеют доступа в Интернет. Для них сотовые аппараты ценой в 10-15, максимум слегка за 20 долл. — единственное реально доступное средство цифровых коммуникаций (минимальная цена на смартфоны, напомним, составляет по всему миру около 100 долл. США в местном валютном эквиваленте). Причём именно для этой аудитории такие коммуникации наиболее существенны, поскольку издержки на оказание цифровых услуг — банковских, страховых, медицинских и т. п. — по сравнению с офлайновыми крайне невысоки.

Безусловные достоинства smart feature phones — чрезвычайно низкая цена, исчисляемое сутками время автономной работы, достаточная программная функциональность — сочетаются с вполне объяснимыми недостатками. Это и откровенно невысокая производительность аппаратной платформы, и сомнительное качество цифровых камер, и узость круга доступных приложений. Однако в итоге для множества пользователей многофункциональные телефоны становятся оптимальным выбором.

В России сегмент кнопочных сотовых телефонов представлен брендами Alcatel, BQ, Digma, Nokia, Panasonic, Philips и многими другими. Продажи их стабильно держатся на уровне 10 млн единиц в год, однако не исключено что по мере расширения этого сегмента за счёт именно smart feature phones с операционными системами уровня KaiOS и соответствующими магазинами приложений популярность таких аппаратов будет расти.

Источник: Максим Белоус, crn.ru