7 мая 2020 г.

Увеличить
Рис. 1. Значения «Индексов СМБ» в конце апреля 2020 г. Источник: B2B Research, май 2020 г.
Увеличить
Рис. 2. «Индексы СМБ» в конце апреля 2020 г. Пояснения. Источник: B2B Research, май 2020 г.

Агентство маркетинговых исследований B2B Research разработало методику мониторинга состояния малого и среднего бизнеса (СМБ) и намерено регулярно (раз в неделю) делать исследование на базе случайной репрезентативной выборке в сто компаний. По итогам опроса топ-менеджеров этих компаний B2B Research формирует 3 независимых индекса СМБ («Добавленной стоимости», HR и «Настроения») и их среднеарифметическое значение (так называемый «Композитный индекс»). Каждый из этих индексов может находиться в диапазоне от 0 до 100 единиц, причем значение меньше 50 означает ухудшение ситуации (например, увеличение закупочных цен или уменьшение выручки), а значения больше 50 говорят об улучшении ситуации.

Первые 100 интервью с лицами, принимающими в компании стратегические решения, состоялись в период с 27 по 30 апреля 2020 г. Обобщенные итоги этого исследования вы видите на рис. 1. А некоторые пояснения — на рис. 2. Как и следовало ожидать, все перечисленные выше индексы оказались ниже нейтрального «полтинника» — то есть показали ухудшение ситуации.

При этом самое низкое значение (21 единица) продемонстрировал «Индекс настроения», отражающий впечатления руководителей компаний о текущем состоянии и будущих перспективах бизнеса. Улучшений здесь ожидают лишь 15% участников опроса. В то же время 80% респондентов заявили о том, что условия ведения бизнеса ухудшились, а 56% компаний-респондентов полагают, что будет ещё хуже.

Несколько лучше (33 единицы) выглядит «Индекс добавленной стоимости»:. 49% участников опроса отмечают «среднее падение» выручки; 40% — её «среднее увеличение», а 11% компаний-респондентов уверяют, что их выручка увеличилась.

И почти хорошим (40 единиц) оказался «HR Индекс», иллюстрирующий динамику количества занятого персонала и планы предприятия по его увеличению или сокращению. Лишь 31% участников опроса сократили свои штаты, в то же время 62% респондентов заявили о том, что никого не увольняли, а 7% компаний-респондентов даже увеличили свои команды. Авторы исследования утверждают, что их выборки репрезентативны как по отраслевому составу СМБ, так и по их географическому распределению.

Источник: crn.ru