24 июля 2020 г.

На сегмент наиболее дорогих компьютеров важное влияние оказывает развитие компонент — центральных и графических процессоров — но в корне неверно было бы сводить все инновации к «портированию» вендорами достижений Intel, AMD, Nvidia и ATI до решений под требовательных пользователей. Производители компьютеров всегда вносят в свои решения множество инноваций, существенно влияющих на работу в конкретных кейсах, что наиболее заметно в сегменте высокопроизводительных систем. Что тут происходит?

Почему сегодня заслуживает внимания сегмент high-performance-решений?

Потому, что он растет быстрее рынка. Сказанное справедливо как для рабочих станций, так и для игровых решений. Продажи игровых компьютеров в РФ по итогам первого полугодия выросли на 106% год-к-году, по данным GfK, о чем CRN/RE писал. Успехи сегмента рабочих станций не настолько фееричные, но тоже выразительные, хотя об этом пока можно судить только по косвенным признакам, например, по десятипроцентному росту выручки от продаж рабочих станций Dell в первом квартале текущего года, о чем писал Reuters, а первый квартал, напомним, был печальным, о чем CRN/RE писал.

Результаты предсказуемы: оказавшиеся в локдауне пользователи вынужденно обращают особое внимание на инструменты или для цифровых развлечений, или для работы/учебы. Workstation и game-PC — высокопроизводительные компьютеры, только ставить знак равенства между ними нельзя, так как системы сбалансированы для разных типов задач. Рабочие станции проектировали для решения креативных задач, соответственно, они получили гарантированную совместимость с наиболее распространенными профессиональными пакетами и ориентированными на последних возможностями оптимизации настроек. Геймерские системы также имеют целый ряд программно-аппаратных «фишек», но их вендоры создавали для других профилей работы.

Основной конкурент для пользовательских high-performance-ПК — конечно же, «облачные» вычисления. Сейчас любой пользователь с инженерными, финансовыми, научными и другими креативными задачами может быстро и просто приобрести «облачный» ресурс для разворачивания на нем системы нужной конфигурации или даже систем, объединенных в вычислительный кластер. Такие решения легко и просто «апгрейдить», приобретая нужные ресурсы — причем оплачивая только потребляемые! — а в отсутствие необходимости отказываясь от аренды сервиса. Для доступа к таким вычислительным системам через виртуальный рабочий стол вовсе не нужен дорогой высокопроизводительный компьютер, что вендоров, конечно, тревожит.

С одной стороны, виртуализация удобна с экономической точки зрения, а также позволяет получать доступ к практически неограниченным вычислительным мощностям. Например, Hewlett Packard Enterprise с партнерами реализуют даже сервис «высокопроизводительные вычисления как услуга», предлагая вычислительные мощности, характерные для суперкомпьютеров, что вполне в русле общей стратегии НРЕ «все как услуга», о которой CRN/RE писал. По аналогичному пути идут, например, в «Сбербанке», рассматривая мощности суперкомпьютера Christofari, в том числе, и как ресурс под сдачу в аренду через «облако». Аналогичные процессы идут и в области гейминга, о чем CRN/RE писал тоже. С другой стороны, следует помнить о привычках пользователей, которые в большинстве своем не готовы отказываться от персонального «железа».

Отдельный тренд — удаленный доступ к физическим рабочим станциям, установленным на территории заказчика, предоставляемый работникам компании. Такие решения разворачивают многие интеграторы, например, недавно о завершении такого проекта для «Подольского машиностроительного завода» рапортовал «Системный софт», о чем CRN/RE писал.

В любом случае растущие потребности в вычислениях настолько велики, что в деле их удовлетворения найдется место и cloud-технологиям, и традиционному подходу. Правда, «традиционный подход» иногда становится все более затейливым.

Различия геймерских систем и workstation нарастают в аппаратном плане, но стираются при анализе профилей использования систем. Компьютеры давно утратили универсальность, специализация — восходящий тренд, на топовых компьютерах это наиболее заметно. Вот пара свежих примеров из новинок этого года.

Например, Dell ставит на свои игровые ноутбуки G Shift Key, нажатие которой на короткое время принудительно переводит систему в режим с максимальной производительностью, чтобы пользователь с максимальным комфортом прошел сложный участок игры, на это время отказываясь от бесшумных режимов, экономии заряда батареи и прочих параметров. Для геймеров — хорошо, для пользователей рабочих станций — избыточно.

Другой пример: современные рабочие станции Precision получили мощный инструмент для автоматизированного оперативного fine-tuning — Dell Optimizer с AI, который может оперативно изменять ряд настроек (в BIOS, драйверах, операционной системе и т.д.), чтобы добиться максимальной производительности именно в активных кейсах данного конкретного пользователя. Тут ситуация обратная: для креативных задач это очень полезно, для игровых — совершенно избыточно, тут достаточно драйверов, оптимизированных под конкретный релиз или под тип игр.

Однако, сегодня многие покупатели игровых систем приобретают такие компьютеры именно для инженерных задач, изначально не предполагая играть на них, как отметили представители Dell в ходе июльского анонса новинок. Это кажется несколько странным, учитывая близкие ценовые диапазоны таких решений, но такая уж реальность существует на современном розничном рынке в интересующем нас сегменте high-performance-решений.

Заметим, что эти и другие особенности высокопроизводительных систем могут оказаться в качестве мотиваторов, способных склонить выбор в пользу продукции того или иного вендора, поэтому про значимые «фишки» стоит упомянуть.

Рабочие станции этим летом обновил Dell, представив мобильные системы Precision 3551, 3550, 5550 (на фото слева вверху), 5750, 7550 и 7750 и стационарную 3440 (на фото справа вверху) в компактном корпусе «small form-factor». Из интересных особенностей кроме повышения производительности, уменьшения размеров (новые тоньше-легче, «семнадцатидюймовая модель почти как пятнадцатидюймовая» и т.д.), оптимизации охлаждения (некоторые модели по последней моде получили испарительную камеру) и появления упомянутого выше Dell Optimizer следует отметить несколько маркетинговых особенностей, на которые представители компании сделали особый акцент.

Многие модели рабочих станций несут лейбл «VR Ready», о чем CRN/RE писал два года назад. Но даже сейчас, когда развитие графики ушло далеко вперед, вендор ставит этот знак только на старшие модели, справедливо полагая, что для длительной комфортной работы над VR-задачами подойдет не любая рабочая станция, а с мощной графикой — минимум по мнению Dell: Nvidia, Quattro RTX 3000 с 6 Гб оперативной памяти «на борту».

Примета времени — новый лейбл «AI Ready», который получают модели, оптимальные для креативных задач, требующих искусственного интеллекта (в самом широком плане — от применения готовых инструментов до обучения ИИ-систем). Напомним, что последние модификации драйверов Nvidia — например, «творческих драйверов» для карт с трассировками лучей — способны не только ускорить обработку традиционной графики, но и обеспечить заметный прирост реальной производительности на задачах, использующих ИИ-инструменты: связанных с подавлением шумов на изображениях и т.д.

Отметим внимание к другому растущему направлению: Dell предлагает рынку модификацию под названием Data Science Workstation, на которой установлена Ubuntu 18.04 и развернуты соответствующие решения Nvidia, что позволяет аналитикам данных приступать к работе в первый же день, получив готовый инструмент «из коробки». Интересно, что вендор выпустил мануал, подробно расписывающий установку нужного софта на других рабочих станциях, но соответствующие действия по инсталляции и настройке займут какое-то время на стороне клиента, причем немалое, что делает актуальным вариант с предустановленным программным обеспечением.

Lenovo представила ThinkStation P620 (на фото справа внизу) — первую и единственную на сегодня рабочую станцию на процессоре AMD Ryzen Threadripper PRO с 64 ядрами. Ранее максимальное число вычислительных ядер для однопроцессорной системы не превышало 18, а для двухпроцессорной — 56, но появление ThinkStation P620 открывает новую эру для однопроцессорных систем высокой производительности. Видеоподсистема рабочей станции может поддерживать до двух Quadro RTX 8000 или до четырех видеокарт RTX 4000 — как видно, альтернатива процессорам Intel в сегменте появилась, а вот альтернативы для решений Nvidia пока нет.

Появление Linux на рабочих станциях — часть общего тренда. Dell продвигает системы с разными предустановленными операционными системами, это может быть не только Windows 10 и упомянутая Ubuntu, но и RedHat. Так же поступает, например, Lenovo, которая недавно приняла решение поставлять свои ThinkStation с разными предустановленными «операционками», набор которых, однако, такой же: Windows 10, Ubuntu или RedHat. Напомним, что альтернативные операционные системы китайская компания также ставит на топовые ноутбуки ThinkPad серии Р, о чем CRN/RE писал недавно.

Из новинок этого года в сегменте рабочих станций следует отметить ZBook Firefly (на фото слева внизу), выпущенные НР, но об этих новинках CRN/RE писал ранее.

Игровые компьютеры демонстрируют высокую динамику, причем в плане как конструктивных особенностей, так и рыночных инициатив. О происходящем в этой области high-performance-решений — тут появились новые модели, ожидается выход новых игроков рынка, интересные инициативы Nvidia, развернуты маркетинговые программы и развивается «облачный» гейминг и т.д. — мы поговорим в отдельной статье.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE