4 сентября 2020 г.

Упростить и ускорить процесс платежа — одно из ключевых направлений для Fintech. Заметим, что каждое современное решение — в том числе, и в области Fintech — имеет различные проявления, оказывается значимым не только для бизнеса, но для разной социальной проблематики: от безопасности до педагогики. Но мы по понятным причинам сосредоточимся на упомянутых бизнес-задачах.

Чем проще для покупателя идет процесс «избавления от денег» — тем меньше вероятность, что человек передумает совершать покупку: отложит ее или совсем от нее откажется. Чем быстрее идет расчет на кассе — тем больше удовлетворенность покупателя (ждать никто не любит) и тем выше KPI у данной кассы (как минимум, возможно обслуживание большего количества посетителей одним кассиром, хотя есть и другие механизмы для роста бизнес-значимых показателей). Рост скорости расчетов важен для компаний. Например, в крупной торговой сети, где покупателей каждый день миллионы, экономия в несколько секунд на каждом может принести огромную выгоду. Это также хорошо заметно в ситуациях с пиковыми нагрузками, например, в продажах, которые идут в антрактах культурных или в перерывах спортивных мероприятий, когда локальные буфеты в считанные минуты «делают выручку», и тут на особом счету каждая секунда короткого периода, когда возможны продажи.

* FacePay — бесконтактная оплата проезда в метро по скану лица с высокой степенью вероятности появится в московском метро. Тестирование FacePay внезапно запущено в начале сентября. Аналогичные системы развернуты в метрополитенах разных мегаполисов мира. В столице «оплата лицом» возможна в некоторых торговых точках, в частности, такие есть в сети KFC, пиццериях «Папа Джонс», кофейнях Cofix, бургерных #FАRШ и даже в супермаркетах «Магнит». Легко предположить, что внедрение такого решения в smart-системе метрополитена — дело времени. Первый этап тестирования обещают завершить к 1 октября, тогда же собираются рассказать о дальнейших перспективах такого решения в масштабе мегаполиса.

Создание FacePay — своеобразный вариант «конверсии»: применение для гражданских задач smart-системы тотального видеонаблюдения в метрополитене. Обладающая функциями распознавания лиц, система до настоящего времени имела фрагментарное покрытие, но ее уже использовали правоохранительные органы для различных задач, например, для поиска находящихся в розыске преступников. Теперь к smart-системе, охватившей весь метрополитен и показавшей свои возможности быстрой и стабильной работы, «прикручивают» еще одну функцию, которая позволит зарегистрированным пользователям выполнять оплату проезда еще проще — на турникете не надо ничего никуда прикладывать, достаточно посмотреть в камеру. После распознавания лица и, как следствие, зарегистрированного пользователя, с его привязанной карты будет списана оплата проезда, или человека просто не пропустит турникет.

Выгода от такой «биометрии» для метрополитена несколько неклассическая, но очевидная: чем меньше будут пользоваться физическими билетами — тем выгодней для подземки. Экономия от сокращения затрат на выпуск, транспортировку и прочую логистику, а также продажи и последующую утилизацию проездных билетов может составлять для метро многие миллионы рублей ежемесячно.

* Bartello — навык для «Алисы», голосовой сервис, позволяющий бесконтактно — голосом — заказывать еду и напитки в ресторанах, а также голосом оплачивать их с карты Visa и даже оставлять чаевые. Bartello разработан на платформе «Яндекс.Диалоги» и доступен на устройствах с «Алисой». Держателям карт Visa достаточно в мобильном приложении «Яндекса» активировать «Алису», произнести «Запусти навык Bartello», озвучить название нужного заведения, голосом оформить заказ и голосом же осуществить оплату, следуя подсказкам в меню. При первом заказе, разумеется, нужно будет выполнить привязку сервиса к своей карте Visa.

На момент запуска Bartello позволял сделать бесконтактные заказ и оплату в 32 кафе и ресторанах Москвы, но количество компаний будет расти, ведь пользователей, которым данный сервис может быть актуален, очень много. Количество россиян, которые хотя бы раз в месяц прибегают к помощи голосовых ассистентов для решения повседневных задач, превышает 50 млн человек, при этом 90% из них используют голосовые сервисы на смартфонах, как отметил Юрий Топунов, руководитель департамента продуктов Visa в России. Кроме того, новинка способна привлечь в рестораны дополнительную аудиторию, как считает Данила Николаев, генеральный директор Bartello. Также г-н Николаев уверен, что внедрение системы способно увеличить сумму чеков, и мы с ним согласимся, во всяком случае, подобный прецедент

Заметим, что значительная часть fintech-решений, рассмотренных в статье, активно используют AI, без которого невозможна работа систем, распознающих голос или сканы лица. Как видно, эти примеры вполне могут быть использованы для иллюстрирования бизнес-применений искусственного интеллекта, о которых СRN/RE писал недавно.

* «Кошелек на руке» и система SmartPay, запущенные Elari совместно с MasterCard, изначально были задуманы как решение для детей — напомним, что вендор является лидером в продажах smart-часов, предназначенных для самой юной аудитории. Но уже на начальном этапе они оказались актуальными для самых разных профилей применения, нужных разным возрастным группам, поэтому слово «детский» в описании проекта далее мы будем брать в кавычки. Например, «Кошелек на руке» начали применять для пенсионеров, которые так же могут потерять пластиковые карты, как и дети; в качестве «бизнес-карт», позволяющих сотрудникам — курьерам, водителям и т.д. — быстро получать деньги на технические расходы, и т.д.

Продукт Elari представляет собой «детскую» пластиковую карту с возможностью бесконтактной оплаты (везде, где принимают MasterCard: в магазинах, в вендинговых автоматах, на транспорте и т.д.), которую можно приобрести без визита в банк. Кроме преимуществ карта имеет ряд ограничений, например, пользоваться ей можно только после онлайн-регистрации в родительском приложении на смартфоне, к которому, в свою очередь, можно привязывать ряд «детских» карт, для которых тут же можно задать ряд ограничений и отсюда же выполнять контроль. Пополнение «детских» карт возможно только через данное приложение, но с карт любых банков и разных платежных систем. У SmartPay есть интересная «фишка» — карта предусматривает извлечение фрагмента с NFC-чипом и его последующее размещение в прилагаемом пластиковом браслете на запястье или в тренчике, который можно носить, например, на ремешке часов. В результате для детей и подростков процесс использования карманных денег становится удобней, проще и гигиеничней. Применение такого решения может быть актуальным для воспитания с ранних лет правильного отношения к деньгам и знакомства с другими элементами финансовой культуры, отметил Йосеф Закс, основатель и управляющий директор Elari.

Важность инновационных решений, дающих пользователям свободу выбора и возможность совершать оплату наиболее подходящим способом и в удобное время, отметил Дмитрий Тартышев, руководитель направления по развитию бизнеса цифровых платежей MasterCard в России. Простой и требующий минимум дополнительных действий безналичный — и бесконтактный! — перевод денег обеспечивает понятные преимущества как для самих детей и их родителей, так и для платежных систем, а также для обслуживаемых ими бизнесов.

Рассмотренные истории также важны в плане понимания важности взаимодействия бизнес-решений с платформами. О том, что платформа «Яндекс.Диалоги» помогает компаниям решать их и создавать собственные технологичные решения и на их основе обеспечивать бизнес-задачи заказчиков, напомнил Денис Чернилевский, руководитель направления «Алиса» для бизнеса в компании «Яндекс».

Smart-систему видеонаблюдения в московском метро, на основе которой разворачивают FacePay, можно тоже считать платформой, на которой кроме решений бесконтактной оплаты планируют создавать различные информационные сервисы, например, оповещающие пассажиров о заполняемости вагонов метрополитена.

Вместо заключения

Отметим, что мы наблюдаем процессы дальнейшего развития безналичных платежей. Юзеркейсы оплаты с пластиковых карт прошли долгий путь от прокатки «слипа», далее к чиповым картам и к бесконтактным решениям. Теперь совершенствование и развитие продолжают уже «развоплощенные» банковские карты, которые как сущность мигрируют в другие формы: в программные реализации на смартфоне и даже в виртуализированные представления внутри специализированных нишевых платежных систем, как упомянутая выше FacePay или SWIP, о которой CRN/RE писал ранее.

Для интеграторов и других ИТ-компаний данный восходящий тренд актуален в качестве локомотива, который привлекает внимание многих корпоративных пользователей к вопросам развития ИТ-решений, обслуживающих бизнес-процессы в рознице. Например, привязка Bartello или SWIP хотя и формализована, но является непростой технической задачей. Кроме того, новинки могут — а иногда и должны — требовать изменений & дополнений в EPR- и CRM-системах компаний, что тоже является статьей расходов у бизнесов, но статьей доходов у ИТ-компаний. Внедрения создают новые бизнес-процессы, которые должны быть цифровизированы, а также ставят дополнительные задачи по ИТ-безопасности. Поэтому игроки рынка заинтересованы в отслеживании трендов в fintech, где могут открывать для своих бизнесов новые направления и даже целые сектора.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE