7 сентября 2020 г.

Значимые события происходят как в «облаках», так и в сегментах компонент и, конечно же, готовых продуктов. Что принесла только что начавшаяся осень? Основная новость для глобального рынка, конечно, анонс новой архитектуры видеокарт Nvidia, о чем мы тоже поговорим. Но пока три видеокарты GeForce RTX 30хх (на фото) до полок магазинов не добрались, поэтому рассмотрение мы начнем с другого события, значимого для российского рынка, которое произошло на Урале.

«Облачный» гейминг приходит на Урал и в Сибирь

Компания GFN.ru, крупнейший российский провайдер «облачного» гейминга, открывает в Екатеринбурге вторую точку присутствия (после Москвы), чем существенно расширяет территории, на которых доступны ее сервисы. Напомним, что игры в «облаке» можно эффективно транслировать в любую точку мира, а вот для требуемой иммерсивности нужно малое время отклика от сервера (не более пары десятков миллисекунд), поэтому он должен находиться от клиента в пределах одной-полутора тысяч километров. На московских серверах могли играть жители европейской части страны (причем южные регионы уже не попадали в покрытие), теперь к GFN.ru могут подключаться живущие на новых территориях, включая весь Урал, Западную Сибирь и ряд сопредельных территорий.

Развернутые на Урале серверы позволяют обрабатывать одновременно игровые процессы для 50 тыс. геймеров на новых территориях, по заявлению представителей компании. В столице серверы GFN.ru развернуты на мощностях ЦОДов IXcellerate, а в Екатеринбурге — на площадях опорного центра обработки данных «Ростелекома». Первую очередь уральского ЦОДа сдали в эксплуатацию год назад. «Ростелеком» в данном проекте предусматривает 4 очереди, в результате сдачи которых общее количество стоек составит 432 единицы, что является прекрасным показателем для регионального ЦОДа, массовое появление которых мы предсказывали. Как видно, емкости ЦОДа хватит как на расширение GFN.ru, так и на возможное размещение ресурсов его конкурентов. Напомним, что хотя GFN.ru является

Глобальный рынок «облачного» гейминга только в 2019 году превысил отметку в 150 млн долл., по оценкам GeForce Now, а к 2024 году, по оптимистичным прогнозам, достигнет 6 млрд долл. Объемы соответствующего рынка РФ «в деньгах» специалисты GFN.ru не озвучили, но отметили, что количество играющих на различных платформах порядка 50 млн человек. Очевидно, что далеко не все они могут позволить себе системы, способные «тянуть» современные игры, поэтому у рынка «облачного» гейминга потенциал огромен. Напомним, что аккаунт GFN.ru позволяет играть на разных устройствах, как на стационарном ПК или на ноутбуке, так и на смартфонах/планшетах под Android OS и даже на телевизорах при наличии соответствующей ОТТ-приставки (например, ростелекомовской Wink+).

Рост конкуренции на фоне расширения рынка

«Облачные» сервисы будут оказывать давление на продажи игровых ПК, равно как и развитие приставочного сегмента. Действительно, при «облачном» гейминге компьютер пользователя выступает в качестве терминала, поэтому от системы не требуется высокой мощности, а также избыточна графическая карта — обработка видео и прочей логики игры идет «на стороне сервера», а компьютер «на стороне клиента» нужен только для отображения картинки и отправки сигналов управления на сервер. На первый взгляд, «облако» снижает аудиторию, которой требуются игровые ПК или современные приставки, каннибализируя продажи в канале, но реальность несколько иная, более оптимистичная.

Развитие всех трех направлений игровых платформ обеспечивает конкуренцию и поэтому служит развитию геймерского рынка в целом. «Облачный» гейминг в этой триаде охватывает наиболее массовую аудиторию начинающих и небогатых геймеров, которые на данном этапе все равно не будут покупать современные игровые системы уровня от middle и выше. Но втянувшись в игровой процесс, часть представителей геймерской аудитории начального уровня в будущем обязательно мигрирует в сторону локальных тяжелых решений, ведь «облачный» гейминг обеспечивает FullHD-картинку, а хардкорные геймеры все чаще «рубятся» на UltraHD. Так что конкуренция между игровыми «облаками» и сегментом геймерских ПК на проверку оказывается такой же косвенной, как и противостояние между ПК и приставками.

Nvidia: мощнейший отрыв самой от себя

Ключевое событие сентября: официальный анонс компанией Nvidia трех видеокарт на новой архитектуре Ampere. Nvidia отмечает, что новинки демонстрируют самый большой в истории серии GeForce отрыв в производительности от предыдущего поколения. По заявлению компании, графические процессоры, примененные в картах серии GeForce RTX 30хх — анонсированы RTX 3070, 3080 и 3090 — до 2 раз мощнее и в 1,9 раза энергоэффективнее решений предыдущего поколения, использовавшего архитектуру Turing. Двукратный прирост производительности новинки демонстрируют также в актуальных нишевых задачах, в частности, при трассировке лучей в реальном времени и на задачах AI для процессов гейминга.

Как видно, сегменту традиционного гейминга на ПК есть чем ответить на популяризацию «облачного» гейминга и на выход новых приставок. Даже младшая модель GeForce RTX 3070 предназначена для запуска современных игр с разрешениями 1440p и UltraHD, что пока недоступно для пользователей российского игрового «облака». Новые видеокарты поступят в розничную продажу в октябре по рекомендованным розничным ценам от 500 до 1500 долл., в зависимости от модели.

Заметим, что новинки Nvidia дают импульс не только геймингу, но и видеотрансляциям с высоким разрешением через Интернет. Карты поддерживают новый кодек, что позволяет владельцам ПК с новыми GeForce практически вдвое сокращать занимаемую полосу при просмотре интернет-видео с разрешениями до 8K включительно. С распространением карт на архитектуре Ampere это окажет влияние на сегмент HD-трансляций, но это уже история следующего года. А в этом году карты RTX 30хх будут взрывать старшие сегменты ПК.

Игровые ПК: новости начинаются

Acer объявила об использовании карт GeForce RTX 30хх в обновленных игровых ПК, продвигаемых под саб-брендом Predator. Новинки в топовой линейке Orion 9000 будут построены на процессорах Intel Core-X (до Core i9-10980XE включительно) и будет оснащены видеокартами на архитектуре Ampere (до флагманской GeForce RTX 3090 включительно). Топовую видеокарту Nvidia поставят и в максимальной комплектации системы Predator Orion 5000, которая относится к middle-классу, но процессоры там будут Comet Lake-S (до Core i9-10900K включительно). Младший компактный Predator Orion 3000 получит процессоры Core i7 десятого поколения и недорогие видеокарты, однако, и на нем будет доступна карта на платформе Ampere — GeForce RTX 3070.

Другие ключевые поставщики игровых компьютеров пока не сделали аналогичные заявления, но легко предположить, что намерения у них аналогичны озвученным планам Acer. В результате для среднего и высшего сегмента игровых ПК сформирован выраженный «отложенный спрос» — напомним, карты Ampere появятся только к середине осени.

В бюджетном сегменте продолжается «движуха», тон в которой во многом задают неофиты рынка. Например, Xiaomi планирует выпустить Ningmei Soul GI6, игровой ПК собственной сборки на популярном чипе AMD Ryzen 5 и видеокартах Radeon, цена которого на китайском рынке будет начинаться от планки в 260 долл., то есть вдвое меньше цены младшей видеокарты Nvidia на платформе Ampere. При этом, по заявлению Xiaomi, даже младшая модель может обеспечить высокую частоту кадров при запуске популярных игр. Вендор предлагает 3 конфигурации — Share, Fun и Enjoy — но даже топовая по цене не будет дотягивать до младшней GeForce RTX 3070, а доступна за 433 долл. Вот компьютеры такого класса, когда доберутся до российского рынка, и будут конкурировать с «облачным» геймингом, месяц которого у GFN.ru обходится в 990 руб., что при курсе рубля на момент написания статьи составляет 13,2 долл.

Что это значит для канала

Каналу следует активно чистить склады от игровых решений, которые совсем скоро окажутся устаревшим «прошлым поколением», размещать заказы на новинки, которых на начальном этапе с высокой вероятностью будут в дефиците и продвигать игровую периферию — клавиатуры, мышки, коврики, джойстики, кресла и т.д., а также мониторы — которые будут нужны геймерам вне зависимости от того, какие подходы для обеспечения игрового процесса они практикуют в настоящее время. При активной аудитории соответствующего рынка в 50 млн человек на игровых мониторах, манипуляторах и прочих геймерских опциях можно сделать неплохие объемы продаж!

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE