30 октября 2020 г.

Рис. 1. Кривая зрелости технологий юридической поддержки и комплаенса (июль 2020 г.). Источник: Gartner

COVID-19 ускорил переход к цифровой трансформации бизнеса для многих организаций, и руководителям юридических отделов и комплаенса нужно понимать не только потенциальные преимущества, но и возможные риски, связанные с инновациями в этой области, говорит Gartner.

Кривая цикла зрелости технологий юридической поддержки и комплаенса, опубликованная аналитиками Gartner, облегчит планирование и приоритизацию внедрения и поможет руководителям взять на вооружение инновации, которые позволят их командам работать успешнее и быстрее. В этом году Кривая включает 31 технологию.

«Руководителям юридических отделов и комплаенса следует взаимодействовать с другими заинтересованными сторонами, чтобы обрести поддержку инвестиций в ИТ с охватом всех уровней и всех подразделений в организации, — пишет в пресс-релизе Зак Хатто (Zack Hutto), директор практики Legal & Compliance в Gartner. — Они должны удовлетворить многообразный спрос, инвестируя в технологии и практики, которые позволят лучше прогнозировать и выявлять риски и управлять ими, отыскивая также возможности стимулировать рост».

По мнению Gartner, самыми ценными для большинства юротделов в ближайшие несколько лет будут технологии управления юридическим департаментом (enterprise legal management, ELM) и обработки запросов субъектов данных, а также предиктивная аналитика и роботизированная автоматизация процессов (RPA) (см. рис. 1). Они помогут также справиться с возросшей потребностью оптимизации затрат и незапланированной правовой работой, связанной с пандемией COVID-19.

Управление работой юридических департаментов

Это рынок со множеством сегментов, где несколько вендоров стремятся консолидировать разные технологии, представленные на Кривой ажиотажного цикла в этом году, в комплексные платформы и пакеты, чтобы упростить многие аспекты юридической деятельности.

«Так же, как управление ресурсами предприятий (ERP) полностью изменило работу финансовых отделов, есть надежда на создание фундаментальной системы хранения и поиска информации для совершенствования рабочих процессов юридических отделов организаций, — пишет Хатто. — Руководителям юридических практик следует извлечь урок из эволюции ERP: „монолитные“ ИТ-системы, как правило, не обладают гибкостью и могут быстро превратиться в якорь вместо паруса».

Руководителям юротделов и советникам по правовым вопросам нужно исходить из желаемых бизнес-результатов и отсюда искать технологию, которая поможет в их достижении.

Запросы субъектов данных

Спрос на технологии обработки запросов субъектов данных (subject rights requests, SRR) растет вместе с количеством нормативных актов, закрепляющих право субъекта данных на доступ к своим персональным данным и требование их изменения или удаления. В настоящее время действуют Закон штата Калифорния о защите конфиденциальности потребителей в США, Генеральный регламент о защите данных (GDPR) Евросоюза и Общий закон о защите данных (Lei Geral de Protecao de Dadosis) в Бразилии.

Многие организации направляют свои запросы на доступ к данным субъектов (subject access requests, SAR) через собственного юрисконсульта, чтобы ограничить потенциальную ответственность. Согласно последнему исследованию Gartner «Security & Risk», это обходится в среднем в 1406 долл. за запрос.

«Перед лицом растущего количества запросов и значительных затрат у руководителей юротделов и комплаенса есть возможность немало сэкономить и высвободить время, используя ИТ для автоматизации части — и даже большей части — рабочих процессов SRR», — пишет Хатто.

Предиктивная аналитика

Это хорошо зарекомендовавшая себя технология и зрелый рынок, так что ее будет довольно просто использовать как готовый пакет или как облачную услугу. Обычно эта технология позволяет изучить данные или контент и получить ответ на вопрос «Что произойдет, если...?»

«Принятие этой технологии в сфере правовой поддержки и комплаенса в целом менее зрело, чем в других подразделениях, — пишет Хатто. — Это может означать нетронутые возможности применения, где существующие решения могут быть использованы в юридическом контексте, дав реальные преимущества. В то время как аналитические платформы дают нечто готовое для анализа данных, извлечение ценных инсайтов может быть не столь простым. Как бы то ни было, руководителям юротделов и комплаенса следует стремиться увеличить полезность своих данных, расширять возможности своих команд и удобство доступа к данным в различных существующих системах».

Роботизированная автоматизация процессов (RPA)

Потенциал RPA в автоматизации повторяющихся, алгоритмизированных задач уже доказан практикой других подразделений. Как правило, RPA хорошо подходит для систем со стандартизованным — часто унаследованным — пользовательским интерфейсом, для которого можно писать скрипты.

«Там, где юротделы уже используют такие системы, RPA, вероятно, помогает повысить эффективность, — пишет Хатто. — Однако не все юридические департаменты используют такие системы. Если их нет, то имеет смысл внимательнее изучить этот вопрос и подумать об инвестировании в системы со встроенными функциями автоматизации».

Gartner советует рассматривать эти четыре технологии не только исходя из их положения на Кривой ажиотажного цикла. Руководителям юридических отделов и комплаенса следует взять прицел на те технологии, которые имеют наибольший потенциал продвигать трансформацию в их организации в ближайшей и среднесрочной перспективе. Положение на Кривой хайпа — один из факторов, но не единственный.

К примеру, блокчейн вполне может выйти на Плато широкого применения в течение пяти лет, но на текущий момент его применение, по-видимому, будет ограничено довольно узким набором сценариев, и он вряд ли ускорит трансформацию в отделах правовой поддержки и комплаенса в организациях.

Источник: Пресс-служба компании Gartner