17 ноября 2020 г.

Huawei сначала отрицал сам факт намерений продать Honor, потом через Reuter прошла утечка про переговоры о продаже этого бренда, которую подтвердили участники сделки, и вот теперь независимость марки, наконец, стала реальностью. Бренд Honor, который занимает 21 позицию в списке BrandZ Top 50 Chinese Global Brand Builders 2020, продан Shenzhen Zhixin New Information Technology. Кроме бренда новый владелец получил большинство активов — исследования и разработки, а также и связанный с ними бизнес по управлению цепочками поставок и т. д. Сумму сделки не разглашают. Однако неделю назад Reuters сообщил о планах Huawei продать Honor за 15 млрд долл.

Honor, ушедший «в свободное плавание» и ставший новым независимым производителем, планирует сохранить почти всех сотрудников — как топ-менеджеров, так и других специалистов, которых тут трудится более 7000. Кроме того, Honor предполагает, что в течение трех лет самостоятельно выйдет на биржу.

У нового бренда есть достаточно хорошие перспективы для развития. Конечно, выходя из материнской компании, он теряет ее поддержку как в техническом плане, так и в маркетинговом, что тревожно, но это единственный настораживающий момент, который потенциально может привести к проблеме. Причин для оптимизма мы насчитали семь.

  1. Новая компания выходит из-под американских санкций, которые все еще действуют. В заявлении о продаже Honor прямо говорит о дефиците компонентов, затрудняющих деятельность в создании смартфонов. Это наиболее заметное обстоятельство, но наименее важное. Санкции уже смягчают — комплектующие для «большой компании» могут поставлять Intel, AMD, Samsung Display, Sony и другие компании, а также определенные послабления получает Qualcomm. С приходом новой администрации градус торговой войны, скорее всего, будет существенно снижен, так что «во-первых» потеряет свое значение раньше, чем в новой компании завершатся переходные процессы, хотя сегодня кажется крайне важным.
  2. Владельцы новой компании вряд ли будут вмешиваться в политику вендора, как техническую, так и маркетинговую. Huawei особо подчеркнул, что теперь к Honor отношения не имеет. В консорциум Shenzhen Zhixin New Information Technology входят государственные структуры, дилеры или инвесторы, которые не имеют опыта в вендорском бизнесе.
  3. Новая компания начинает не «с нуля», а занимает существенную долю глобального рынка. Количество смартфонов Honor оценивают примерно в четверть от выпускаемых Huawei. Напомним, что даже по итогам тяжелого для китайской компании третьего квартала модели Huawei/Honor были реализованы в количестве 51,9 млн единиц и занимали 14,7% глобального рынка, по данным IDC. Это означает, что даже на старте Honor может претендовать примерно на 3,5% мировых продаж, что будет приближаться к 13 млн аппаратов за квартал. Конечно, новый вендор пока не войдет даже в десятку глобальных производителей смартфонов, но все равно объемы продаж впечатляющие. Это чуть меньше, чем результаты realme, показавшей продажи в третьем квартале текущего года в 14,8 млн аппаратов, по данным Counterpoint. Но у Honor есть мощное преимущество по сравнению с упомянутым realme, а также другими «молодыми тиграми» сегмента, например, Vivo и Oppo — многопрофильность.
  4. Напомним, что под брендом Honor выпускают не только смартфоны, но и ряд других цифровых устройств: ноутбуки, «умные часы», наушники, планшеты, роутеры, «умные экраны», решения для «умного дома» и т. д. Причем во всех этих направлениях Honor проявлял отрадную активность. Например, в начале осени выйдя в сегмент игровых ноутбуков с саб-брендом Hunter, в котором представлена модель V700, обладающая интересным дизайном и характеристиками, прекрасными для дебютного решения.
  5. Дистанцировавшись от Huawei, новый вендор получит более гибкие возможности для ведения маркетинговой политики. Это важно, например, для брендинга: Honor избавится от имиджа саб-бренда, а торговые марки компании начнут звучать более громко. Например, упомянутый в предыдущем абзаце Hunter становится вровень с другими игровыми брендами, в то время как сейчас это «саб-бренд саб-бренда»!
  6. Новая компания получит возможность разрабатывать, выпускать и продвигать модели без оглядки на компанию материнскую. Хотя представители Honor уверяли, что ведут практически независимую политику на рынке, в это верилось с трудом: вряд ли в высшее руководство Huawei позволило бы младшему бренду действовать без координации действий со старшим, что неизбежно приводило бы к каннибализации продаж в ряде сегментов!
  7. Дистанцировавшись от Honor, заметно бОльшую гибкость получает и Huawei. Напомним, что в сегменте смартфонов вендор продвигала 3 (!) отдельных бренда — Huawei, Honor и nova — которые так и не смог отстроить друг от друга ни по позиционированию, ни по легендам бренда. Все три ориентированы на современных, динамичных, стильных, «живущих в ритме», а разница-то в чем? Очевидно, что такая ситуация создавала проблемы пользователям при выборе «трубок», а также приводила к взаимной каннибализации, особенно заметной на решениях среднего ценового диапазона. Новая ситуация позволит Huawei, наконец, выстроить более простое и логичное позиционирование своих решений. Даже если китайские маркетологи не смогут полностью использовать открывающиеся возможности (у многих сильных вендоров в модельных линейках сам черт ногу сломит!), логика инженеров послужит созданию большего количества интересных моделей, причем обладающей существенными различиями, действительно важными для конечного пользователя.

Сложно сказать, какую политику выберет новый бренд в плане позиционирования, развития модельных линеек, присутствия на локальных рынках и т. д. Но можно быть уверенным, что рынок от новой сделки тоже окажется в выигрыше: появление нового сильного игрока улучшит «видовое разнообразие» и обострит конкуренцию, что хорошо как для покупателей, так и для канала.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE