1 марта 2021 г.

Сергей Зинкевич

Платформенные услуги на базе публичных облаков используются всего ничего: порядка 6-7 лет за границей, в России — и того меньше. Условная «молодость», однако, не мешает потрясающей популярности PaaS — по оценкам аналитиков, объем этого рынка превышает 5 млрд рублей, а рост исчисляется 2-3 десятками процентов ежегодно.

Настоящий бум спроса на платформы как сервиса случился в пандемический 2020 год, и это не случайно. Компании озаботились вопросами, которые вроде бы и были в фокусе, но не «горели». Речь идет о разработке новых клиентских сервисов и доведении до совершенства тех, которые уже выведены на рынок. Локдаун и особая роль онлайна стали драйверами рынка PaaS, в котором компании видели способ решения сразу нескольких проблем, в первую очередь, ускорение time to market и упрощение ИТ-разработки.

За счет универсальности PaaS сегодня востребован самыми разными компаниями. Здесь и ритейл, в том числе продуктовый, который за время пандемии предпринял попытки ухода в онлайн. И финансовый сектор, который также боролся за конкурентоспособность, повышая качество услуг через диджитализацию. Нельзя не упомянуть и сферу развлечений — компании, которые занимаются разработкой онлайн-игр. Кому как не им использовать Kubernetes или Docker, чтоб вводить новый функционал в свой продукт?

Kubernetes as a Service — топовая услуга среди всех PaaS-услуг. Этот инструмент для оркестрации, вероятно, один из самых известных и модных. Однако, не им одним жив сегмент. На рынке представлено множество быстроразворачиваемых платформ для управления производством (преднастроенные среды для SAP-приложений) или анализа больших данных. Не редко они экономичнее, чем инфраструктура, развернутая на территории клиента. Но чаще всего мотивом использования услуги является нехватка персонала, способного поддерживать платформу. Работа с PaaS требует определенных знаний и навыков, а специалистов, обладающих ими, на рынке не так много. Поиск квалифицированного инженера занимает несколько месяцев, как показывает практика. Поэтому аутсорсинг видится многими крупными компаниями как способ относительно быстрого выстраивания эффективной работы с инфраструктурой в условиях нехватки собственных экспертов.

Проблема найма квалифицированных инженеров и потребность в постоянном обучении — это основные факторы, которые будут подталкивать рост рынка PaaS наравне с рынком управляемых сервисов. И в этом плане эпитет «локомотив», данный PaaS-услугам аналитиками IDC по итогам 2020 года, кажется весьма актуальным.

Источник: Сергей Зинкевич, директор по развитию КРОК Облачные сервисы