18 марта 2021 г.

Увеличить
Динамика конкурсов «Цифровой прорыв. Источник: АНО «Россия — страна возможностей», март 2021 г.
Увеличить
Структура призового фонда конкурса «Цифровой прорыв — 2021». Источник: сайт конкурса, март 2021 г.
Увеличить
География участников конкурса «Цифровой прорыв — 2020». Источник: cайт конкурса
Увеличить
Тематика хакатонов конкурса «Цифровой прорыв — 2021». Источник: АНО «Россия — страна возможностей», март 2021 г.

Его призовой фонд составит 55 млн. руб., что выше размеров аналогичных фондов двух предыдущих «Цифровых прорывов», проходивших в прошлом и позапрошлом годах. Об этом было объявлено 17 марта 2021 г. на пресс-конференции в ТАСС.

Напомним: конкурс ведет свою историю с 2019 г., имеет обширную географию (от Калининграда до Владивостока) и реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование». Оператором конкурса является Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК). Сам же конкурс проходит на площадке, организованной автономной некоммерческой организацией «Россия — страна возможностей», созданной в 2018 г. по инициативе Президента РФ и объединяющей различные кадровые, социальные и образовательные проекты, каждый из которых имеет свою аудиторию и предлагает участникам данных проектов различные пути к успеху.

Цель этих проектов декларирована так: «Чтобы каждый мог проявить себя, реализовать свой талант и профессиональный потенциал, воплотить в жизнь бизнес-идеи или общественные инициативы». Предполагается, что участие в данных проектах поможет их участникам найти единомышленников и завести полезные знакомства, пройти перспективную стажировку, найти работу мечты, выиграть грант, открыть свое дело, найти партнера по бизнесу или наставника, который поможет отточить мастерство или развить лидерские качества.

Конкурсы семейства «Цифровой прорыв» традиционно проходят в форме хакатонов — соревнований, в рамках которых небольшие команды за 48 часов должны создать прототип цифрового продукта, решающего то или иное кейсовое задание (описание конкретной проблемной ситуации, включающее множество данных и реальных фактов), представленное партнером конкурса.

Третий сезон Всероссийского конкурса «Цифровой прорыв» имеет свои особенности. «Теперь хакатоны будут привязаны не к федеральным округам, как раньше, а к отраслям и секторам экономики, поясняет генеральный директор АНО „Россия — страна возможностей“ Алексей Комиссаров. — Мы рассчитываем, что такой формат будет гораздо удобнее как для участников, так и для кейсодержателей. Всего у нас запланировано 8 тематических полуфиналов».

Он также рассказал, что хакатоны-полуфиналы пройдут по следующим темам и в следующие ориентировочные сроки: «Образование и Развитие кадров» (16-18 апреля); «Умные города, ТЭК и промышленность» (21-23 мая); «Финансы, банкинг, страхование» (11-13 июня); «Медицина и здравоохранение» (25-27 июня), «Креативные индустрии. Коммуникации и контент» (27-29 августа); «Общество. Качество жизни и социальная поддержка» (24-26 сентября); «Транспорт и логистика» (22-24 октября); «Сельское хозяйство. Охрана окружающей среды. Фудтех» (12-14 ноября). Финальный хакатон, в котором будут участвовать победители полуфиналов, состоится в декабре.

Предполагается, что из 55 млн. руб. призового фонда конкурса «Цифровой прорыв — 2021» 36 млн. распределятся между победителями 8 перечисленных выше тематических хакатонов-полуфиналов (по 4,5 млн. рублей на каждый полуфинал); а 19 млн. достанутся командам, которые лучше всего покажут себя в финальном состязании.

«В этом году кейсовые задания конкурса будут разделены на 2 направления: техническое и управленческое. В управленческом направлении участникам необязательно предлагать программное решение задачи. Важно будет подготовить концепцию, план мероприятий, программу и методику, техническое задание или даже нормативно-правовой акт», — уточняет Алексей Комиссаров.

«Кейсы — один из основных компонентов конкурса „Цифровой прорыв“, — говорит директор РАЭК и руководитель проекта „Цифровой прорыв 2021“ Сергей Плуготаренко. Наша цель — сделать так, чтобы на конкурс были отобраны только реальные, практикоориентированные задачи, которые впоследствии будут воплощены в виде ИТ-решений силами лучших команд. Для этого мы готовы оказать консалтинг в подготовке кейсов. В частности, мы создаём „Школу кейсодержателей“ — это образовательные программы, которые будут полезны в сферах цифровизации и цифровой трансформации. Мы будем интегрировать экспертов-партнеров в работу хакатона, а независимая команда разработчиков будет валидировать каждый кейс. Также мы окажем организационную поддержку внедрению разработок».

Cчастье не в деньгах, а в знаниях и связях

Необходимо отметить, что денежными призами «пряники» для участников конкурса «Цифровой прорыв» не ограничиваются. «В этом году для каждой команды мы подготовили масштабную образовательную программу, рассказал на пресс-конференции в ТАСС Алексей Комиссаров. — Она будет включать в себя целый ряд региональных интенсивов и онлайн-курсов, проводимых по четырем направлениям: „Продукт-менеджмент“, „Дизайн“, „Аналитика“ и „Искусственный интеллект“. Завершением программы станет тестирование, по итогам которого участники смогут получить соответствующие сертификаты».

Кроме того, в рамках «Цифрового прорыва» 2021 года состоятся два акселератора. Регистрация на первый из них продлится до 26 марта. Он будет проходить на базе Южного ИТ-парка на протяжении четырех месяцев, а принять участие в нем смогут победители прошлого сезона. На сегодняшний день подано уже более 130 заявок на участие в этом акселераторе. Второй — экспресс-акселератор — стартует в июле 2021 г. Он предназначен для тех конкурсантов, которые покажут хорошие результаты на полуфиналах этого сезона.

На пресс-конференции в ТАСС Сергей Плуготаренко презентовал идею создания «ИТ-профсоюза» — сообщества профессионалов отрасли. По его словам, это является главной целью конкурса в третьем сезоне: «В минувшем году „Цифровой прорыв“ стал сообществом, а в этом году нужно переходить к целому движению. Важно вовлекать в проект как можно больше людей, чтобы не только дать возможность воспользоваться всеми образовательными фишками проекта, но и сформировать мощное российское ИТ-сообщество».

Динамика конкурсов

Интересно отметить, что что уже первый хакатон конкурса «Цифровой прорыв» вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый масштабный в мире. Конкурс 2019 г. прошел в 77 регионах, в нем приняли участие свыше 66 тыс. человек. По итогам конкурса было разработано свыше 170 проектов для решения реальных бизнес-кейсов. В 2020 г. в конкурс «Цифровой прорыв» было вовлечено более 94 тыс. человек из 85 (рис. 3) регионов страны, 45 тыс. из них приняли участие в конкурсных мероприятиях. При этом из 1462 команд-участниц 45 стали (рис. 4) победительницами финала. В рамках хакатонов «Цифровой прорыв — 2020» было разработано 1222 практических решения. О некоторых из них мы рассказывали здесь и здесь.

Источник: crn.ru