1 апреля 2021 г.

Константин Чумаченко

Пандемия стала для государства стресс-тестом возможностей «цифры» в боевых условиях. Масштабный рост популярности интернет-сервисов, начавшийся в марте прошлого года, позволил критически оценить, насколько государственные цифровые платформы готовы к массовому использованию и что нужно изменить в первую очередь.

Государственные организации столкнулись с потребностью быстро создавать и улучшать существующие цифровые сервисы, чтобы оперативно предоставлять информацию о распространении пандемии, оказывать срочную поддержку различным группам населения, исключать необходимость физического присутствия и предоставлять всем гражданам возможность онлайн-взаимодействия с государством.

Всплеск потребности в государственных онлайн-сервисах в условиях самоизоляции, с одной стороны, подчеркнул проблему цифрового неравенства в России, а с другой — позволил в критической ситуации «выйти за рамки» и применить опробованные в бизнес-среде подходы для ускоренного внедрения новых продуктов.

Главный же урок для ИТ-рынка по итогам локдауна — это подтверждение огромного потенциала цифровых сервисов и недостаточной готовности существующих систем к быстрым изменениям.

Как изменились тренды потребления?

В течение прошедшего года государственные онлайн-сервисы испытали массовый приток новой аудитории. Если до пандемии потребление государственных услуг через интернет дополняло возможность физического присутствия в учреждении, то в условиях локдауна веб-интерфейсы и мобильные приложения стали единственным способом взаимодействия с госструктурами. Самоизоляция вынудила начать пользоваться цифровыми инструментами даже самую консервативную часть населения, которая обычно предпочитала всем новшествам поход в МФЦ. По данным NGENIX, во первые две недели локдауна трафик государственных веб-ресурсов вырос на 150%, а к осени, даже с учетом послаблений в режиме самоизоляции, увеличение сохранялось на уровне 40% относительно показателей «до пандемии». Это значит, что значительная часть населения, впервые попробовав виртуальное общение с госорганами, пополнила ядро аудитории цифровых государственных сервисов.

Онлайн-потребление госуслуг перестало быть предсказуемым. Факторы, влияющие на всплески и спады пользовательской активности, могут возникать неожиданно, охватывать большую часть населения, быть ограниченными во времени и потому сопровождаться ажиотажем. Ограниченные во времени массовые инициативы (например, подача заявлений на дополнительные выплаты пособий семьям с детьми, оформление пропусков для передвижения по городу, двухнедельная программа кэшбека для стимуляции внутреннего туризма) провоцируют непредсказуемые всплески нагрузки.

И, наконец, многократно возросли ожидания «стейкхолдеров» государственных ИТ-проектов. Для оперативной реакции на обстоятельства новые цифровые сервисы требовались буквально «вчера». Это потребовало радикальных изменений в процессах разработки и позволило применить современные подходы и инструменты для развертывания изменений в масштабе всей страны.

Качество сервиса как фактор цифрового неравенства

Качество доступа к государственных цифровых платформам во всех регионах страны должно соответствовать технологическим стандартам, устанавливаемым «владельцами» продукта — Минцифрой и другими ведомствами. Универсальная доступность услуги — очень важный аспект для граждан, полагающихся на онлайн-взаимодействие с государством. В полной мере это ощутили школьники и преподаватели на дистанте: сбои в работе онлайн-сервисов заставили участников образовательного процесса переключаться на любую доступную альтернативу — от WhatsApp до Zoom и Discord.

Другой важный параметр качества доступа — скорость работы веб-ресурса, которая определяется сетевыми задержками и наличием необходимых серверных и канальных мощностей. Ситуация, когда пользователи в городах с развитой инфраструктурой ЦОД, ШПД и мобильного доступа имеют «фору» в использовании продуктов государства относительно пользователей в удаленных регионах — индикатор глубины цифрового неравенства в стране.

Что тормозит цифровизацию и как облака помогут ее ускорить

ИТ в госсекторе у многих ассоциируется с консерватизмом. Инертность в развитии государственных цифровых платформ стала особенно очевидной в период кризиса. Жесткое регулирование, централизация инфраструктуры и монолитная архитектура ПО государственных информационных систем во многом усложнили качественное оказание онлайн-услуг населению.

Неприспособленность централизованного подхода к быстрым изменениям привела к тому, что некоторые государственные веб-ресурсы испытывали проблемы с доступностью во время всплесков посещаемости. Пиковые нагрузки, создаваемые федеральной интернет-аудиторией, делают практически невозможным мгновенное масштабирование серверной инфраструктуры и каналов связи в пределах одного-двух ЦОД. Владельцы популярных коммерческих веб-ресурсов решают эту проблему путем переноса приложений в облачные платформы CDN и Edge Cloud, обеспечивающие гибкое распределение мощностей. Такие платформы позволяют разместить фронт-енд веб-приложения на десятках и сотнях географически распределенных узлов, имеющих множественные подключения к операторским сетями, и балансировать создаваемую пользовательскими запросами нагрузку между узлами, не допуская отказов и перегрузок.

Тренды «взрывного» потребления характерны для многих отраслей, где существует «хайп», сезонность, значительные колебания клиентской базы — например, для ТВ-вещания или электронной торговли. Во время пандемии госструктуры активнее использовали возможности гибридных и публичных облаков, чтобы расширить «узкие места» и пережить серьезные всплески нагрузки.

Применимость облачных решений в государственном ИТ тесно связана с архитектурой веб-приложений, а скорость их внедрения — с организацией процесса разработки и интеграции с облаком. Изолированная среда разработки ПО, не имеющая тесной связи с тестированием и эксплуатацией, не предполагает быстрых изменений. В итоге на внедрение и поддержку новых функций тратится огромное количество времени и усилий. Современный подход CI/CD (Continuous Integration, Continuous Delivery) предполагает сквозной автоматизированный процесс разработки, тестирования и развертывания ПО в облачных средах, а также тесное взаимодействие его участников — продуктологов, разработчиков и эксплуатации. Чтобы завоевать доверие аудитории, государственным цифровым сервисам необходимо поддерживать высокий темп обновлений, к которому пользователей приучили интернет-компании. С учетом текущих скоростей, перезапуск процессов внедрения изменений неизбежен. Данная потребность также стимулирует применение платформенных облачных сервисов и low-code/no-code решений, позволяющих избежать низкоуровневой разработки.

Изменение в потреблении государственных интернет-сервисов и превращение их в критически важный ресурс, буквально толкает госзаказчиков в сторону облачных технологий, выгоды которых уже успели оценить представители бизнеса. Но готовы ли государственные заказчики к полноценному использованию облаков и что может этому помешать?

  • Отставание нормативной базы от темпов развития технологий. В текущей парадигме облако для государства все еще представляет собой набор из оборудования, ПО и услуг поддержки. Лежащая в основе облачных сервисов модель потребления pay-as-you-go в сочетании с принципом разделением ресурсов между пользователями плохо сочетается с закупочными процедурами по 44-ФЗ. Как использовать экономические преимущества облаков для госзаказчиков — большой вопрос.
  • Устаревшие требования к информационной безопасности ГИС, сформированные в то время, когда высокие нагрузки не были актуальны, а построение распределенных систем не было насущной необходимость. Условно, госструктурам предписано держать ИТ в строго охраняемом физическом периметре и использовать плохо масштабируемые аппаратные средства защиты.
  • Большая доля legacy-систем в государственном ИТ. Для миграции таких систем в облако потребуется обеспечить поддержку или рефакторинг устаревшего кода. Всё это требует квалифицированного сопровождения и значительных ресурсов в условиях постоянно нарастающего дефицита разработчиков.

Неординарные условия прошлого года уже заставили госструктуры почерпнуть лучшие практики из опыта бизнеса для ускорения цифровизации. Владельцы и разработчики государственных ИТ-систем проделали огромную работу в неблагоприятных условиях, внедрив десятки новых и множество улучшений существующих продуктов. Чтобы кардинально улучшить работу государственных цифровых сервисов, госструктурам, регулятору и разработчикам предстоит еще не один подход к снаряду.

Источник: Константин Чумаченко, генеральный директор NGENIX