28 апреля 2021 г.

Александр Бочкин

В своих ежегодных отчетах консалтинговая компания Gartner уже не раз упоминала, что считает технологию process mining одной из самых актуальных в ИТ.

Основная задача программного обеспечения такого класса — восстановление картины выполнения бизнес-процесса на основе «цифровых следов» — данных, полученных из внутренних систем компании. Собирая их воедино, ИТ-решение «выдает» достоверную, объективную и детальную фактическую модель процесса. Обман или субъективность исключены, поскольку в процессной аналитике не учитывается человеческий фактор. Анализируя полученную модель «as is» и сравнивая ее с прописанной во внутренних документах, можно обнаружить «интересные» моменты:

  • повторное выполнение операций;
  • переназначения исполнителей;
  • открытие и закрытие инцидентов;
  • «петли согласований» и др.

Глубокое исследование процесса позволяет его оптимизировать, экономить ресурсы, уменьшать риски и принимать эффективные управленческие решения на основании реальных данных.

В то время как в странах Евросоюза технология уже получила широкое распространение, в России процессная аналитика только набирает обороты. Впервые о технологии в нашей стране заговорили после заявлений о внедрениях банков ВТБ и УБРиР. Отечественных программных решений подобного класса на тот момент не существовало. В 2021 году картина уже другая: все больше компаний публикуют кейсы и анонсы о внедрении процессной аналитики в свою работу, ABBYY приобрела 100% активов американской платформы по анализу бизнес-процессов TimelinePI, представлен ряд отечественных разработок в области process mining. В PWC ожидают рост спроса на платформы класса process mining на 140% к 2023 году, связывая подобный скачок с желанием бизнеса понимать, как устроены их внутренние процессы, где точки роста и на какие проекты стоит делать особый акцент.

Согласно отчету за прошлый год, Gartner видит 5 основных факторов, способствующих внедрению процессной аналитики:

Цифровая трансформация

Стремление к Digital transformation заставило бизнес обратить внимание на собственные процессы. Исследование IDC подтверждает, что 80% опрошенных компаний не только декларируют готовность к реализации проектов, которые приблизят их к цифровой трансформации, но и подготовили планы их выполнения. 75% из них фокусируются на повышении собственной эффективности и цифровизации.

И это вполне логично. Цифровая трансформация приобретает все большее значение, постепенно выводя на первый план критическую важность инвестиций в развитие внутренних процессов компании, являющихся кровеносной системой бизнеса.

Лидеры в области технологических инноваций задумались: какую пользу могут принести изменения не только им, но и клиентам? Инструменты процессной аналитики обеспечивают «бизнес-прозрачность», т. е. детальное понимание процесса без шелухи бумаг. В рамках принятия тех или иных инициатив компаниям важно знать, понимать, исследовать и трансформировать собственные процессы для достижения поставленных целей и получения результата.

Искусственный интеллект

Он всколыхнул жизнь и окружил настолько плотно, что из научного прорыва превратился в привычную реальность. McKinsey прогнозируют, что внедрение технологий практически во все сферы жизни в ближайшие два десятилетия создадут новую реальность. Осторожные прогнозы насчет того, что «умная автоматизация» будет сопоставима с результатами последней промышленной революции. А в PWC ожидают, что технологии искусственного интеллекта позволят увеличить объем глобальной экономики почти на 16 трлн долл.

Возможности ИИ приоткрыли завесу над нахождением закономерностей в больших объемах данных. Благодаря современным технологиям, в том числе и машинному обучению, разрозненные «сырые» данные стали обретать смысл, а на их основе можно получать новую информацию. Это способствует:

  • оптимизации производственных процессов (экономия ресурсов, снижение брака, контроль состояния оборудования и др.);

  • борьбе с мошенничеством (заморозка потенциально мошеннических операций);
  • развитию медицины (подбор наиболее эффективных методов и препаратов при том или ином заболевании);
  • изучению внутренних процессов организаций;
  • прогнозированию действий покупателей и др.

По данным Algorithmia, чаще всего бизнес использовал возможности машинного обучения для сокращения своих расходов, улучшения клиентского сервиса и прогнозирования.

Возможности автоматизации

Популярность автоматизации процессов за счет внедрения «роботов» стремительно растет. UiPath, один из ветеранов отрасли, строит смелые прогнозы, что RPA — это будущие ERP. Используя специализированные инструменты, бизнес научился экономить. В Gartner отмечают, что обычно это связано с отсутствием собственных средств интеграции и повторяющимися рутинными процессами. Последнее тесно связано с возможностями процессной аналитики.

Такие системы при «изучении» процесса визуализируют каждую операцию, что упрощает его восстановление и анализ. Таким образом можно найти не только определенные ограничения, но и многократно повторяющиеся одинаковые процессы. Они формируют так называемые «горячие точки», которые отнимают много временных и человеческих ресурсов. Специалисты, анализируя такие точки, могут предложить использовать RPA. В свое время мы предложили использовать инструменты RPA для роботизации операции прикрепления файлов крупной телекоммуникационной компании, что могло принести более 75 млн рублей выгоды.

Иными словами, процессная аналитика предоставляет широкий спектр возможностей для внедрения RPA в компанию, что ведет не только к значительной экономии, но и к устойчивому росту эффективности.

Гиперавтоматизация

Отмечая гиперавтоматизацию как лидера в области технологических тенденций, Gartner определяет ее как комплекс инструментов, позволяющих на принципиально ином уровне автоматизировать внутренние процессы компании. Российские эксперты, подтверждая мнения коллег, уверены, что слияние искусственного интеллекта и «роботов» лишь вопрос времени.

Современные реалии таковы, что во многих случаях у бизнеса «очень дорогие бизнес-процессы», как по финансовым, так и по временным, человеческим ресурсам. И применение «разрозненных инициатив» по всей структуре компании может привести к ухудшению результатов. Интересный факт: термину «автоматизация» уже более 50 лет, поэтому под «гиперавтоматизацией» Gartner имеет в виду скорее «шаблон проектирования».

Технология process mining и ее возможности, выступая одним из средств гиперавтоматизации, позволяют не только исследовать и визуализировать процесс, но и автоматизировать подготовку и принятие решений, что повышает возможности рядовых сотрудников и ускоряет время реакции на изменения.

Операционная устойчивость

Это набор методов, которые позволяют адаптироваться к меняющимся бизнес-моделям, системам, гибко вносить изменения в операции на фоне неопределенных или неустойчивых условий внешней среды. Операционно устойчивые организации могут быстро отреагировать на ситуацию, приняв решение о внесении перемен в процесс в целом или в отдельные из составляющих его операций для сохранения конкурентоспособности.

Методы, лежащие в основе процессной аналитики, обеспечивают нахождение оперативных данных. Алгоритмы представляют полученную информацию таким образом, что она становится понятна любому сотруднику компании.

Источник: Александр Бочкин, генеральный директор компании «Инфомаксимум»