29 апреля 2021 г.

«Цифровая трансформация» (DX) является одним из ключевых драйверов для ИТ-рынка, который сейчас на подъеме. Положительная динамика глобального рынка становится все более выразительной, реальность опережает оценки аналитиков — например, Gartner регулярно пересматривает свои прогнозы, причем в сторону увеличения.

Заметим, что бурный рост характерен не для всех сегментов ИТ-рынка, как отмечают аналитики Gartner. На восстановление некоторых направлений потребуется время, возможно, даже 2021 не хватит, и они восстановятся только в 2022. Однако и это является прекрасным показателем: например, некоторые сегменты рынка авиаперевозок восстановятся только к 2024 году, как отметила Татьяна Арсланова, вице-президент по стратегическому управлению и маркетингу группы компаний «Волга-Днепр», выступая на конференции «Транспорт и логистика 2021: драйверы роста, тренды, барьеры».

Какие сектора в ИТ будут расти опережающими темпами? Интересно, что пятерка тех, от которых ждут наилучшей динамики, особо актуальны для «цифровой трансформации»!

Прогнозы Gartner по секторам

Быстрее всего в текущем году на глобальном ИТ-рынке будет расти сегмент устройств, который прибавит 14% и год-к-году и достигнет 755,80 млрд долл. Далее в пятерке лидеров идут расходы на корпоративное ПО (+10,8%, 515,87 млрд долл.), у ИТ-услуги (9,0% до 1,11 трлн долл.), центры обработки данных (+7,7%, 236,81 млрд долл.) и услуги связи (+4,6%, 1,45 трлн долл.).

Сложно отделить покупки оборудования в перечисленных сегментах, инициированные именно «цифровой трансформацией» предприятий, от приобретений товаров для других задач, не имеющих прямого отношения к DX. Однако очевидно, что DX является крупным интегральным драйвером, влияющем на все направления ИТ, в том числе, и на те, от которых аналитики ждут наиболее быстрого роста показателей.

В такой ситуации выбор игроками канала акцента на задачи «цифровой трансформации» будет оправдан, так как это долгосрочный тренд. «Конкуренция на рынках высока и вряд ли будет снижаться», — говорит Игорь Потоцкий, генеральный директор компании "ЛАНИТ — Би Пи Эм«(входит в группу ЛАНИТ). Соответственно, бизнес-инструменты, созданные в ходе DX, будут продолжать свое развитие. «Мы не ожидаем обратного отскока на традиционные методы организации бизнес-процессов, так как преимущество цифровых моделей уже не нуждается в доказательстве», — уверен Андрей Солуковцев, директор департамента по продвижению технологических решений IBM.

Устройства

Как!? После прошлогоднего бума ноутбуков в начале первой волны, после предсказуемого прироста игровых систем в результате серии локдаунов — и опять рост!? А как же развитие «облачных» сервисов и виртуализации всех форм, которые — теоретически — должны были приводить к снижению требований к клиентским устройствам? Ответ прост: для комфортной и эффективной работы с «облаком» в разных формах пользовательским системам также нужна высокая производительность от пользовательского устройства!

Например, рассмотрим «облачный» гейминг. Этот пример имеет непосредственное отношение к «цифровой трансформации» огромного сегмента бизнеса на развлечениях; кроме того, полученные ниже выводы могут быть легко применены к бизнес-задачам. Выводы будут актуальны для сегмента активных вычислений, которые по требованиям к вычислительной мощности сравнимы с геймерскими, а также могут быть транспонированы для массовых офисных систем (коммерческие компьютеры покупают не «в притык», а «на вырост»).

Компьютер для «облачного» гейминга нужен не обязательно топовый, но не всякий современный подойдет. Системные требования сервиса GFN.ru: CPU с частотой от 2 ГГц, оперативная память от 4 Гб и видеокарта, способная поддерживать Direct 11 или выше.

Для виртуализации офисных приложений, разумеется, системные требования будут поменьше. Однако, как мы уже отмечали, компьютер пользователя — как купленный «за свои» и используемый как BYOD, так и предоставленный фирмой в режиме CYOD — с высокой вероятностью будет использован как для рабочих, так и для личных задач, а поэтому должен быть достаточным и для развлекательных задач, как минимум, для «облачного гейминга».

В условиях бума «облаков» и серверных вычислений, а также виртуализации пользовательские ПК уже могут быть рассмотрены как своеобразные EDGE-системы. Сегодня требования к вычислительной мощности на стороне пользователя приводят к смещению предпочтений в сторону более производительных систем даже на массовом рынке офисных систем. При этом следует помнить о пользователях, работающих над аналитическими, инженерными, научными, дизайнерскими и другими задачами, значительная часть вычислений в которых происходит на стороне ПК — им нужны рабочие инструменты повышенной мощности.

Корпоративное программное обеспечение и ИТ-услуги

Пока еще Gartner отделяет корпоративный софт от ИТ- и от коммуникационных услуг, хотя в реальности сделать это все сложнее. Значительную часть софта сегодня реализуют по схеме SaaS или же она может попасть в схемы PaaS, что для канала оказывается неотличимо от статьи «ИТ-услуги». Кроме того, идет бум интегральных коммуникаций, которые могут быть отнесены к «услугам связи».

Про ситуацию на рынке, когда SaaS уже популярно, а опережающими темпами развивается PaaS, мы писали. Напомним, что сегмент PaaS многие эксперты считают крайне перспективным. Компании, которые предлагают не только «инфраструктуру как сервис» (IaaS), но и различные платформенные решения по сервисной модели (PaaS), продемонстрируют рост, опережающий рынок уверен Олег Головко, первый заместитель управляющего директора компании «ЛАНИТ-Интеграция». С этим полностью согласе Дмитрий Лазаренко, директор по продукту Mail.ru Cloud Solutions, а также аналитики IDC.

Популярность форматов SaaS/IaaS/PaaS имеет крайне важное значение для всего рынка. «Модели потребления информационных технологий в виде сервисов (as-a-Service, aaS) доказали свою состоятельность во всем спектре ИТ-решений благодаря повышению прозрачности, управляемости и гибкости, которые они предоставляют бизнесу и руководителям ИТ-отделов», — подчеркивает Екатерина Пряникова, глава департамента сетевых решений компании Aruba HPE в России. Теперь остается только ждать, пока массовый заказчик привыкнет к новым моделям потребления и начнет переходить на них массово.

ЦОДы

Центры обработки данных были и остаются базой для современных ИТ, а также, разумеется, для «цифровой трансформации». Очевидно, что к этому сегменту проявляют особое внимание все игроки рынка.

«„Цифровая трансформация“ подразумевает смещение акцента на технологии сетевого подключения абонентов и „умных устройств“, а также на повышение гибкости центров обработки данных», — говорит Екатерина Пряникова.

О тенденциях в сегменте ЦОДов мы подробно поговорим отдельно, сейчас отметим лишь требования к повышению их гибкости, чтобы ядро инфраструктуры могло в своих изменениях поспевать за требованиями индустрии.

В частности, есть восходящих тренд, который формирует новый сегмент, уже представляющий особый интерес для игроков канала — граничные вычисления (EDGE) стремительно набирают популярность. Уже в ближайшие 2 года более 50% данных будут создаваться на границе сети, отмечает г-жа Пряникова, ссылаясь на данные Gartner, и подчеркивает: «Необходим новый архитектурный подход, объединяющий в единую структуру границу сети, „облако“ и данные».

Заметим, что рынку нужны не только компоненты, но и сервисы. Сервисная модель потребления в условиях «цифровой трансформации» крайне важна, так как обеспечивает компаниям возможность создания гибкой ИТ-инфраструктуры при минимальных вложениях. «Основой цифровой трансформации являются „облачные“ платформы, предоставляющие возможность масштабировать бизнес-процессы без значительных капитальных затрат, сокращать время вывода новых предложений на рынок, использовать современные инструменты разработки и обеспечения кибербезопасности, что особенно актуально для географически распределенных бизнес-сетей», — отмечает Владислав Шершульский, руководитель направления перспективных технологий Microsoft в России. «Невозможно обойти вниманием и такие тренды, как „мультиоблачные“ архитектуры», — уверен Борис Щербаков, вице-президент и генеральный директор Dell Technologies в России. Но кроме «облаков» рынку в условиях «цифровой трансформации» требуются и более привычные услуги, например, услуги связи.

Услуги связи

В данном случае речь идет не только о классическом «телекоме» — о прокладке новых линий с увеличенной пропускной способностью, разворачивание покрытия Wi-Fi 6 и 5G, развитии спутниковых каналов доступа и т. д. — но и об активной работе над качественными характеристиками коммуникаций, которые не сводятся только к ширине предоставляемой полосы, а в качестве ключевых показателей могут требовать стабильности работы с заданными параметрами. Интересно, что тут широкий фронт работ как для традиционных телеком-компаний, так и для интеграторов.

Многие интеграторы с федеральным охватом отмечали, что при создании WAN-решений и других распределенных сетей им приходится подключать свою экспертизу. В частности, экспертиза требовалась для оценки параметров каналов связи, нужных для работы распределенных систем, а потом уже интеграторы решали эвристическую задачу, как обеспечить требуемые параметры, причем на стабильном уровне и с оптимизацией по затратам. Прокладка собственных каналов связи, разумеется, встречается крайне редко — это слишком затратно — поэтому задача сводится к выбору пула операторов связи, способных обеспечить нужные параметры, например, предоставляя гарантированную полосу или приоритезируя трафик данного заказчика.

Многие игроки рынка, признавая актуальность развития базового телекома, делают особый акцент на некоторые направления, которые в настоящее время становятся прорывными. Например, про создание настоящего «цифрового рабочего пространства» и важности осознания заново того, как технологии могут привести в восторг сотрудников, говорит г-н Щербаков.

«Говоря о „цифровой трансформации“, не стоит забывать о роли унифицированных коммуникаций и об их интеграции в цифровизируемые бизнес-процессы организаций», — отмечает Никита Журба, генеральный директор фирмы «Светец».

С вендорами согласны и представители заказчиков.

У заказчиков есть понимание особенностей момента

Представители ряда компаний подтверждают, что внедрение интегрированных коммуникаций положительно влияет на бизнес-показатели. «Сейчас инструментов для комфортной удаленной работы очень много», — говорит Екатерина Петрова, директор корпоративного акселератора GenerationS, но отмечает, что организация эффективного взаимодействия сотрудников не сводится к внедрению технических средств, для этого по-прежнему требуется постоянная менеджерская работа.

Многие рассматривают внедрение коммуникационных систем как задел на будущее. Например, издательство «Просвещение» недавно внедрило интерактивную систему для совместной работы на основе Cisco Webex. «Сервис стал для нас универсальным средством для достижения целей, помог ускорить процесс принятия решений и повысить продуктивность команды в дистанционном режиме, — рассказал Сергей Сергеев, вице-президент по информационным технологиям издательства „Просвещение“. — Мы не только сохранили прежний темп работы в условиях пандемии, но и расширили будущие возможности сотрудников в эпоху „новой нормальности“».

И еще раз про инфраструктуру

Также отметим актуальность развития инфраструктурных решений, без которых невозможно ни развитие бизнеса, ни его стабильная работа.

«Мы способствуем цифровой трансформации, интегрируя лучшие процессы и технологии в области управления электроэнергией, подключения продуктов к облаку, элементов управления, программного обеспечения и услуг для всего жизненного цикла объектов, — говорит Армен Бадалов, вице-президента по стратегическому направлению в развитии бизнеса Schneider Electric в России и СНГ. — Таким образом мы обеспечиваем комплексное управление для домов, зданий, центров обработки данных, инфраструктуры и промышленных объектов».

Но про энергетические и инфраструктурные решения в современных условиях мы поговорим отдельно; здесь же заметим, что их важность сильно возрастает в условиях «цифровой трансформации».

В российских условиях кроме технических и финансовых аспектов нужно учитывать еще один вопрос, имеющий отношение к инфраструктуре: импортозамещение. «Очевидно, что цифровая инфраструктура, от которой напрямую зависит деятельность организаций, должна быть надежной, хорошо защищенной, функциональной, удобной в использовании, а главное — независимой от политических веяний и конкурентной конъюнктуры зарубежных разработчиков софта и „железа“», — подчеркивает Григорий Сизоненко, генеральный директор Группы компаний ИВК. Процесс импортозамещения требует очень осторожного отношения: он крайне затратен, но местами необходим, что тоже надо учитывать при разворачивании инфраструктуры для «цифровой трансформации» российских корпоративных заказчиков.

За все достижения компьютерного рынка, разумеется, заплатит заказчик. Но вложения того стоят: «Нельзя упускать возможности, которые перед миром открывает эра цифровых технологий», — уверен Алексей Воронков, вице-президент и генеральный директор HP Inc., Восточная Европа.

Вместо заключения

Остается открытым один важный вопрос: когда организациям нужно начинать обновление парка ИТ-ресурсов — от отдельных девайсов и корпоративного софта до ЦОДов и инфраструктуры? В большинстве случаев пользователи будут приобретать новые компоненты взамен имеющихся и апгрейдить работающие инфраструктуры, отправляя «в утиль» оборудование, еще не выработавшее свой ресурс. А это, разумеется, встретит естественное сопротивление финансово-экономических структур в любой компании. Как быть?

Универсального ответа про оптимальные сроки замены оборудования не существует, все зависит от ситуации в данной конкретной компании. Вполне возможно, она окажется выгодной и по экономическим показателям, если смотреть не только на степень амортизации, а шире — на стоимость владения.

«Обновление „сейчас“ может оказаться экономически выгодным за счет увеличения производительности, снижения затрат на обслуживание и т.д.», — уверен Дмитрий Шустер, директор по цифровым архитектурам Cisco в России.

В принятии соответствующих решений на основе объективных данных и экспертных оценок корпоративным заказчикам должны совместно помогать игроки канала — от вендоров до интеграторов. Вопрос зачастую слишком сложен, чтобы на него могла дать ответ одна отдельная компания, требуется синергия совместных экспертиз компаний для поиска оптимального решения.

Для ИТ история про «цифровую трансформацию», разумеется, сводится не только к поставке компонент, но и к решению ряда задач интеграции для сотен и тысяч корпоративных заказчиков, причем задачи могут быть разные: от поставок и интеграции до экспертизы и консалтинга.

«На практике „цифровая трансформация“ представляет собой сквозную комплексную автоматизацию государственных и частных компаний, когда с помощью технологий создается новая управленческая среда», — говорит Светлана Гацакова, директор ДКИС ALP Group.

Любые сдвиги и трансформации — это процесс сложный, отмечает г-н Воронков, реализовать которые можно только имея перед собой четкую стратегию и план действий. А также, добавим, поддержку ресурсов всего канала.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE