28 апреля 2021 г.

Яндекс объявляет неаудированные финансовые результаты за первый квартал 2021 года.

Ключевые финансовые и операционные показатели за I квартал 2021 года


В миллионах рублей

Три месяца, закончившиеся 31 марта

2020

2021

Изменение

Общая выручка

52 429

73 136

39%

Результаты группы компаний

Выручка от продажи интернет-рекламы

32 082

35 996

12%

на сопоставимой основе

(like-for-like)

Выручка от продажи интернет-рекламы за вычетом вознаграждения партнёрам

26 535

30 595

15%

с учётом результатов

Общий скорректированный показатель EBITDA

9 954

10 426

5%

Яндекс.Маркета за 2020 год

Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin), %

19,0%

14,3%

-4,7%

Чистая прибыль/(убыток)

3 954

(4 256)

н/прим.

Скорректированная чистая прибыль

3 873

2 203

-43%

Доля компании на российском поисковом рынке, %

58,1%

60,0%

1,9%

Доля поисковых запросов на устройствах на базе Android, %

55,5%

59,3%

3,8%

Поиск и портал

Выручка

30 536

35 145

15%

Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам

24 613

28 816

17%

Общий скорректированный показатель EBITDA

14 764

16 364

11%

Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin), %

48,3%

46,6%

-1,7%

Выручка

14 021

26 563

89%

Рост числа поездок сервиса Такси год к году, без учёта сервиса логистики, год к году, %

40%

24%

Рост общей валовой стоимости поездок сервиса Такси год к году, без учёта сервиса логистики, год к году, %

30%

44%

Такси

Рост общей валовой стоимости заказов сервиса Яндекс.Еда, год к году, %

28%

147%

Общий скорректированный показатель EBITDA (вкл. сервис онлайн-заказа такси, фудтех-направление, каршеринг Яндекс.Драйв и сервис логистики)

(121)

3 741

н/прим.

Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin), %

-0,9%

14,1%

15%

Рост общей валовой стоимости товаров (GMV) на маркетплейсе

7 828

17 668

126%

Яндекс.Маркет

Рост общей валовой стоимости товаров (GMV) на сервисах электронной коммерции

8 637

24 711

186%

Общий скорректированный показатель EBITDA

(2 193)

(6 488)

196%

Медиасервисы

Число подписчиков Яндекс Плюса, млн

3,7

9,0

141%

Дзен

Ежедневная аудитория, млн

15,2

20,5

35%

Время просмотра видео в % от общего времени, проведенного на сервисе

6%

25%

19%

Финансовый прогноз

Текущие результаты позволяют прогнозировать общую выручку группы компаний Яндекса на уровне 315–330 миллиардов рублей за полный 2021 год.

Прогноз по росту выручки Поиска и портала в рублях повышается с 14 —16% (mid-teens) до 17–19% (high teens) за полный 2021 год по сравнению с аналогичным показателем за 2020 год.

Этот прогноз отражает текущую оценку, основанную на тенденциях, наблюдаемых в начале года. Он может измениться в зависимости от экономических последствий пандемии коронавируса и иных возможных последствий пандемии.

Консолидированные результаты

Обзор ключевых консолидированных финансовых показателей за три месяца, закончившихся 31 марта 2020 и 2021 годов, с учётом финансовых результатов Яндекс.Маркета с 24 июля 2020 года (дата консолидации).

В миллионах рублей

Три месяца, закончившиеся 31 марта

2020

2021

Изменение

Выручка

47 003

73 136

56%

Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам*

41 644

67 735

63%

Операционная прибыль/(убыток)

5 288

(1 057)

-120%

Скорректированный показатель EBITDA

12 147

10 426

-14%

Чистая прибыль/(убыток)

5 495

(4 256)

н/прим.

Скорректированная чистая прибыль

5 148

2 203

-57%

Обзор ключевых финансовых показателей с учётом Яндекс.Маркета на сопоставимой основе (like-for-like) за три месяца, закончившихся 31 марта 2020 и 2021 годов.

В миллионах рублей

Три месяца, закончившиеся 31 марта

2020

2021

Изменение

Выручка

52 429

73 136

39%

Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам*

46 882

67 735

44%

Операционная прибыль/(убыток)

2 267

(1 057)

-147%

Скорректированный показатель EBITDA

9 954

10 426

5%

Чистая прибыль/(убыток)

3 954

(4 256)

н/прим.

Скорректированная чистая прибыль

3 873

2 203

-43%

* Показатели за предыдущие периоды были пересчитаны, чтобы отразить незначительные корректировки выручки и расходов на вознаграждение партнёрам по признанию услуг, связанных с контентом.

Остаток денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов на 31 марта 2021 года:

231,0 млрд рублей (3 051,6 млн долларов США) на консолидированной основе, включая 24,5 млрд рублей (323,9 млн долларов США) денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов сегмента Такси.

Обзор структуры консолидированной выручки

Выручка от продажи товаров выросла на 814% в первом квартале 2021 года по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2020 года и составила 15% от общей выручки компании. Выручка от продажи товаров включает доходы от прямых продаж на Яндекс.Маркете, доходы Яндекс.Лавки, где используется модель прямой розничной продажи непосредственно потребителям (1P), а также доходы от продаж в сегменте Устройств. Рост выручки от продажи товаров был в основном обусловлен консолидацией Яндекс.Маркета. На сопоставимой основе (с учётом доходов Яндекс.Маркета в первом квартале 2020 и 2021 годов) выручка от продажи товаров выросла на 132% в годовом исчислении. Этот рост был связан в основном с ростом выручки от прямых продаж (1P) на Яндекс.Маркете, а также с высокими показателями Яндекс.Лавки и ростом доходов от продаж в сегменте Устройств.

Прочие доходы в первом квартале 2021 года выросли по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2020 года на 125% и составили 8% от общей выручки компании. Прочие доходы включают доходы от продажи подписок в сегменте Медиасервисов, доходы от сборов и комиссиионных платежей маркетплейса Яндекс.Маркет, а также доходы Yandex.Cloud, Яндекс.Образования и других сервисов. Прочие доходы на сопоставимой основе (с учётом комиссионных и прочих доходов Яндекс.Маркета в первом квартале 2020 и 2021 годов) выросли на 83% в годовом исчислении. Рост прочих доходов связан в основном с ростом доходов Медиасервисов от продаж подписок, а также с развитием сервиса Yandex.Cloud и ростом доходов от комиссионных сборов и платежей на Яндекс.Маркете.

Обзор выручки по сегментам

Чтобы лучше отражать операционные показатели компании, начиная с первого квартала 2021 года Яндекс вносит следующие изменения в структуру сегментов, в соответствии с которой компания отчитывалась о финансовых результатах ранее:

  • сегмент Экспериментальных направлений теперь называется «Прочие бизнес-юниты и инициативы»;
  • сегмент IoT («интернет вещей») теперь называется «Устройства»;
  • сегмент Устройств переходит из сегмента Поиска и портала в сегмент Прочих бизнес-юнитов и инициатив;
  • Геосервисы, ранее относившиеся к сегменту Прочих бизнес-юнитов и иницитив, переходят в сегмент Поиска и портала;
  • сервис Яндекс.Услуги переходит из Поиска и портала в сегмент Прочих бизнес-юнитов и инициатив.

Данные изменения применяются к предыдущим финансовым периодам ретроспективно.

Поиск и портал

Сегмент Поиска и портала включает Поиск, Геосервисы, Почту 360, Погоду, Новости, Путешествия, голосового помощника Алису и ряд других сервисов Яндекса в России, Беларуси и Казахстане.

Ключевые операционные показатели:

  • Доля компании на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) в первом квартале 2021 года составила в среднем 60,0%. В первом квартале 2020 года она составляла 58,1%, а в четвёртом квартале 2020 года — 59,7% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).
  • В России доля поисковых запросов к Яндексу на устройствах на базе Android составила в первом квартале 2021 года 59,3%, тогда как в первом квартале 2020 года она составляла 55,5%, а в четвёртом квартале 2020 года — 58,6% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).
  • Доля поисковых запросов с мобильных устройств в первом квартале 2021 года составила 62,4% от всех поисковых запросов к Яндексу. Трафик с мобильных устройств обеспечил 54,8% выручки от продажи рекламы на странице результатов поиска в первом квартале 2021 года.
  • Количество поисковых запросов (search queries) увеличилось по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2020 года на 13%.

Рост выручки на 15% в первом квартале 2021 года по сравнению с аналогичным показателем год назад связан в основном с увеличением доходов от продажи рекламы на страницах Поиска — основного бизнеса Яндекса (на 18% год к году).

Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам в первом квартале 2021 года увеличилась по сравнению с первым кварталом 2020 года на 17% в связи с оптимизацией затрат на вознаграждение партнёрам, а также увеличением доли выручки от продажи рекламы на сайтах Яндекса в составе общей выручки от продажи рекламы.

Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) в первом квартале 2021 года составило 46,6%, тогда как в первом квартале 2020 года этот показатель составлял 48,3%. Такая динамика была обусловлена в основном высоким базовым эффектом от сокращения расходов, связанных с пандемией, в первом квартале 2020 года и частично компенсирована оптимизацией затрат на вознаграждение партнёрам.

Яндекс.Маркет

Сегмент Яндекс.Маркета включает сервис для выбора товаров и сравнения цен, маркетплейс и несколько небольших экспериментальных направлений.

Ключевые операционные показатели:

  • Валовая стоимость товаров (GMV) на Яндекс.Маркете в первом квартале 2021 года выросла по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал прошлого года на 126%.
  • Валовая стоимость товаров (GMV) на сервисах электронной коммерции — маркетплейс Яндекс.Маркета и сервис экспресс-доставки продуктов Яндекс.Лавка, а также валовая стоимость товаров повседневного спроса, заказанных из магазинов-партнеров через сервис Яндекс.Еда, в первом квартале 2021 года выросла по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал прошлого года на 186%.
  • Доля валовой стоимости товаров (GMV), реализованных сторонними продавцами на Яндекс.Маркете (3P), в первом квартале 2021 года достигла 66%, тогда как в первом квартале 2020 года этот показатель составлял 46%.
  • Количество наименований товаров на Яндекс.Маркете к концу первого квартала 2021 года достигло 3,8 миллиона, тогда как в конце четвёртого квартала 2020 года это число составляло 2 миллиона, а в конце первого квартала 2020 года — 0,7 миллиона.
  • Количество активных покупателей на Яндекс.Маркете в первом квартале 2021 года выросло на 123% по сравнению с аналогичным показателем год назад и составило 7,7 миллиона.

Прочие бизнес-юниты и инициативы

Сегмент Прочих бизнес-юнитов и инициатив включает направление разработки беспилотных автомобилей (Yandex SDG), Дзен, Yandex.Cloud, Яндекс.Образование, Устройства, Яндекс.Услуги и другие эксперименты.

Ключевые операционные показатели:

  • Ежедневная аудитория Дзена в марте 2021 года составила 20,5 миллиона пользователей и увеличилась на 35% по сравнению с аналогичным показателем за март 2020 года.
  • Доля времени, которое пользователи Дзена тратят на просмотр видеороликов, составляет примерно 25% от общего времени пользователей на сервисе.
  • Беспилотные автомобили Яндекса проехали по дорогам общего пользования в общей сложности больше 11 миллионов километров на конец первого квартала 2021 года.

Выручка в сегменте Прочих бизнес-юнитов и инициатив в первом квартале 2021 года увеличилась на 171% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2020 года. Этот рост был связан в основном с быстрым увеличением доходов сегмента Устройств (за счёт повышенного спроса на Яндекс.Станцию доходы в этом сегменте выросли в первом квартале 2021 года на 323% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2020 года и составили 1,7 млрд рублей). На него также повлиял рост сервисов Дзен, Yandex.Cloud, Яндекс.Услуги и Яндекс.Образование.

Убыток по скорректированному показателю EBITDA составил 2,4 млрд рублей, тогда как в первом квартале 2020 года он составлял 1,8 млрд рублей. На динамику убытков в основном повлияли инвестиции в сервис Яндекс.Услуги и в разработку беспилотных автомобилей (где убыток по скорректированному показателю EBITDA в первом квартале 2021 года составил 942 млн рублей), а также в образовательные инициативы. Хорошие результаты сервиса Дзен частично компенсировали убытки сегмента. В первом квартале 2021 года убыток по скорректированному показателю EBITDA в сегменте Устройств составил 195 млн рублей, тогда как в первом квартале 2020 года этот показатель составлял 143 млн рублей, что говорит о росте доходности в результате увеличения объёмов продаж.

Источник: Пресс-служба компании «Яндекс»