22 июля 2021 г.

ПАО «М.видео» сообщает объединённые неаудированные показатели общих продаж (GMV, gross merchandise value) за второй квартал и первое полугодие, окончившиеся 30 июня 2021 года, а также публикует обзор бизнеса и ключевые события второго квартала и после отчётной даты.

Ключевые операционные итоги на второй квартал 2021 года*

  • Общие продажи (GMV**) Группы выросли на 38,2% до 120,1 млрд рублей (с НДС).
  • Общие онлайн-продажи компании*** выросли на 35,7% до 81,5 млрд рублей (с НДС), составив 67,9% от GMV Группы:
  • Оборот мобильной платформы**** вырос на 231,7% до 52,1 млрд рублей и составил 63,9% от общих онлайн-продаж
  • Оборот веб-платформы***** снизился на 33,7% до 29,4 млрд рублей.
  • Количество активных идентифицированных клиентов******достигло 19,8 миллионов, из которых 56,9% являются OneRetail клиентами*******; рост числа OneRetail клиентов составил 47,1%.
  • Средний чек OneRetail клиентов превысил данный показатель для не-OneRetail клиентов на 40% — 10,7 тыс. рублей против 7,8 тыс. рублей.
  • Пользовательские мобильные приложения М.Видео и Эльдорадо во втором квартале были скачаны и установлены 5 млн раз, что является абсолютным квартальным рекордом для Группы.
  • Среднемесячное количество активных пользователей мобильных пользовательских приложений (MAU) составило более 3,2 млн, увеличившись более чем в 2,5 раз к аналогичному периоду прошлого года.

Ключевые операционные итоги за первое полугодие 2021 года

  • Общие продажи (GMV) Группы выросли на 24,0% до 258,3 млрд рублей (с НДС).
  • Общие онлайн-продажи компании выросли на 48,8% до 173,9 млрд рублей (с НДС), составив 67,3% от GMV Группы:
  • Оборот мобильной платформы вырос на 139,5% до 108,9 млрд рублей и составил 62,6% от общих онлайн-продаж.
  • Оборот веб-платформы снизился на 9,0% до 64,9 млрд рублей.
  • Установки пользовательских мобильных приложений М.Видео и Эльдорадо составили 16,6 миллионов и выросли почти в 5 раз к прошлому году.
  • Общее количество SKU, представленных на онлайн-платформах Группы и в магазинах, увеличилось с начала года вдвое — с 75 тысяч до почти 150 тысяч.
  • Сеть магазинов на конец июня 2021 года составила 1 137 магазинов всех форматов (+63 новых магазинов за полугодие) в 314 городах России.

Факторы, повлиявшие на результаты за второй квартал 2021 года

Общие продажи (GMV) Группы выросли на 38,2% до 120,1 млрд рублей (с НДС) благодаря росту продаж более чем на 57% в апреле-мае на фоне базы продаж 2020 года, на которую повлияли существенные ограничения в большинстве регионов России в рамках борьбы с распространением коронавирусной инфекции, оказавшие негативное влияние на непродовольственные розничные продажи, включая работу магазинов только как пунктов выдачи интернет-покупок и фулфилмент онлайн-заказов.

Рост показателя GMV во втором квартале произошёл не только благодаря сниженной сравнительной базе прошлого года, что подтверждается тем фактом, что относительно аналогичного периода 2019 года рост составил более 30%. Основным драйвером роста GMV остаётся как привлечение новых клиентов, так и более эффективная конвертация трафика в постоянных лояльных покупателей, а также рост общих онлайн-продаж (+35,7%) и мобильной платформы (+231,7%) благодаря следующим факторам:

  • успешный запуск новых и обновление имеющихся цифровых продуктов, нацеленных на улучшение клиентского опыта и конверсию;
  • рост числа активных идентифицированных клиентов до почти 20 млн человек, включая более 11 млн OneRetail клиентов, сопровождающийся увеличением количества транзакций и среднего чека;
  • рост скачиваний и конверсии пользовательских мобильных приложений, активное продвижение и содействие осуществлению покупок в магазинах через мобильное приложение, расширение функциональности мобильной платформы, включая повышение бесшовности взаимодействия между клиентским приложением и приложением продавца.

К числу других факторов роста GMV можно отнести также:

  • расширение розничной сети на 39 магазинов во втором квартале и выход в почти 20 новых городов, прежде всего, благодаря открытию магазинов малого формата «Эльдорадо 250», динамика продаж которых остаётся лучше ожиданий;
  • восстановление и дальнейший рост продаж сервисов (+178%) и аксессуаров (+53%);
  • рост объёма кредитных продаж (+65%) благодаря, в том числе, дальнейшему развитию сервиса онлайн-кредитования, доступного на мобильной и веб-платформе, и восстановлению POS-кредитования в магазинах;
  • рост доступности заказов к выдаче/доставке в течение 15 минут на +9,3 пп год-к-году до 53,5%;
  • сохраняющиеся в рамках устойчивых потребительских трендов высокие темпы роста спроса в категориях «дом и забота о себе» (+51%), «гаджеты и развлечения» (+44%), «телеком» (+38%).

Ключевые события второго квартала 2021 года

Совет директоров одобрил изменения в корпоративной структуре Группы и объединение всех управляющих функций брендов М.Видео и Эльдорадо в общий блок OneRetail с фокусом на дальнейшей цифровой трансформации брендов. Управляющим директором объединённой структуры с 01 июня 2021 года стала Дагмара Иванова, ранее занимавшая позицию управляющего директора М.Видео.

Группа М.Видео-Эльдорадо завершила процесс обновления Совета директоров с целью совершенствования практик корпоративного управления. В мае 2021 года в соответствии с решением годового Общего собрания акционеров доля независимых директоров в Совете директоров была увеличена до одной трети, а представительство основного акционера ПАО «М.видео» в Совете сократилось до двух мест из девяти. На первом заседании нового Совета директоров, прошедшем 18 мая 2021 года, на позицию председателя Совета директоров был избран Александр Тынкован.

Годовое Общее собрание акционеров Компании утвердило выплату дивидендов в размере 38 рублей на одну обыкновенную акцию ПАО «М.видео», общим размером 6 831 192 626 рублей. С учётом ранее выплаченных промежуточных дивидендов по итогам работы за шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2020 года, в размере 5,4 млрд рублей или 30 рублей на одну обыкновенную акцию ПАО «М.видео» общая сумма дивидендных выплат Группы М.Видео-Эльдорадо по итогам работы в 2020 году составила 12,2 млрд рублей (68 рублей на одну обыкновенную акцию), что соответствует 100% показателя скорректированной чистой прибыли компании по МСФО (IAS 17) за 2020 год.

Группа успешно закрыла книгу заявок в рамках размещения биржевых рублёвых облигаций на 10 млрд рублей. Ставка купона по облигациям со сроком оферты через два года была установлена на уровне 7,3% годовых. Организаторами размещения выступили Альфа-Банк, ВТБ Капитал, Газпромбанк, Московский Кредитный банк, Россельхозбанк, Sber CIB и Совкомбанк, агентом размещения — Газпромбанк.

Сеть М.Видео усовершенствовала систему роботизированной поддержки клиентов с использованием искусственного интеллекта на сайте, в приложении и наиболее популярных мессенджерах (WhatsApp, Telegram, Viber), которая получила название «виртуальный помощник Алёна». Технологии речевой обработки позволили компании снизить нагрузку на специалистов контакт-центра, сократить время ответа на запросы и повысить уровень удовлетворённости и лояльности клиентов. По некоторым сценариям Алёна закрывает более половины обращений.

М.Видео-Эльдорадо запустила новый формат магазинов М.Видео, полностью ориентированных на клиентский опыт в формате «управляй со смартфона». В новом дизайне отдано предпочтение цифровым информационным носителям перед бумажными, в оформлении используются преимущественно экологичные материалы. Первый магазин М.Видео в новой концепции открылся в «МЕГА Химки» в Москве.

М.Видео-Эльдорадо в рамках корпоративных программ по профилактике социального сиротства и помощи семьям в трудной жизненной ситуации, провела первый грантовый конкурс и передала более 400 единиц техники 16 региональным некоммерческим организациям для поддержки локальных инициатив.

Объёмы сбора техники на переработку в магазинах М.Видео и Эльдорадо выросли в 3,5 раза по сравнению с прошлым годом. В первом полугодии 2021 года компания утилизировала более 700 тонн электронных отходов и 16 тонн батареек.

Генеральный директор Группы М.Видео-Эльдорадо Александр Изосимов: «М.Видео-Эльдорадо демонстрирует высокие темпы роста продаж не только в сравнении с результатами локдауна второго квартала 2020 года, но, в первую очередь, за счёт привлечения новых клиентов и их успешной трансформации в активных постоянных покупателей. По сравнению с 2019 годом GMV компании в первом полугодии показал рост на 33%, общие онлайн-продажи выросли в три раза.

Мы отмечаем продолжающийся рост основных категории техники и электроники. Российские потребители, инвестируя в домашний комфорт, эффективную работу или учёбу, развлечения, помимо цены обращают внимание на скорость доставки, сопутствующее сервисы и комфортный и безопасный процесс оформления и оплаты заказа. 90% покупок в М.Видео-Эльдорадо совершают активные идентифицированные клиенты, количество OneRetail-клиентов, т.е. тех, кто покупает через веб или мобильную платформы, выросло в полтора раза, их доля достигла 57%, что полностью отвечает нашим стратегическим планам по совершенствованию клиентского сервиса и удвоению GMV до 1 трлн к 2025 году.

М.Видео-Эльдорадо, демонстрируя высокие темпы продаж и роста качества работы с покупателями, продолжает цифровую трансформацию всех бизнес-процессов компании. Мы объединили управление М.Видео и Эльдорадо в рамках одного блока — OneRetail, что уже позволяет нам быстрее синхронизировать действия брендов на рынке, внедрять лучшие практики и запускать новые технологии. Как большинство ИТ компаний, мы выделили продуктовые команды в каждом из бизнес-блоков, и создание и дальнейшее развитие инновационных решений теперь является „кровеносной системой“ всей компании. Параллельно с ключевым фокусом — мобильной платформой для персонализации и лучшего клиентского сервиса, во втором полугодии мы сосредоточимся на развитии логистических процессов, в первую очередь, фулфилмента, и общем развитии ИТ-архитектуры для поддержки активно развивающихся продуктов».

Ключевые события и обзор бизнеса после отчетной даты

Общие онлайн-продажи Группы в июле продолжают демонстрировать двузначный рост, продажи через мобильное приложение клиента выросли вчетверо за счёт развития функционала и инструментов персонализации ценовых предложений.

М.Видео-Эльдорадо сформировала команду управления блоком OneRetail, объединившим оба бренда. Почти вся команда блока во главе с управляющим директором Дагмарой Ивановой сформирована по итогам внутренних конкурсов.

К команде М.Видео-Эльдорадо присоединились Алина Рыженкова в качестве директора по персоналу, ранее занимавшая позицию вице-президента по организационному развитию ПАО «МТС», и директор по логистике и фулфилменту Андрей Павлович, до этого работавший операционным директором «Перекрёсток Впрок» (X5 Group).

Операционные показатели М.Видео-Эльдорадо за 2 квартал и 1 полугодие 2021 года

GMV, млн рублей (с НДС)

2 кв. 2021

2 кв. 2020

Изм., %

1П 2021

1П 2020

Изм., %

80 200

56 528

+41,9%

172 777

138 584

+24,7%

39 899

30 373

+31,4%

85 534

69 805

+22,5%

120 099

86 901

+38,2%

258 312

208 389

+24,0%

Общие онлайн-продажи, млн рублей (с НДС)

2 кв. 2021

2 кв. 2020

Изм., %

1П 2021

1П 2020

Изм., %

69 100

43 828

+57,7%

146 913

91 688

+60,2%

12 405

16 248

−23,7%

26 939

25 141

+7,2%

81 505

60 076

+35,7%

173 852

116 829

+48,8%

Доля общих онлайн-продаж от GMV, %

2 кв. 2021

2 кв. 2020

Изм., %

1П 2021

1П 2020

Изм., %

86,2%

77,5%

+8,6%

85,0%

66,2%

+18,9%

31,1%

53,5%

−22,4%

31,5%

36,0%

−4,5%

67,9%

69,1%

−1,3%

67,3%

56,1%

+11,2%

Количество активных идентифицированных клиентов, млн

2 кв. 2021

2 кв. 2020

Изм., %

1П 2021

1П 2020

Изм., %

Клиенты OneRetail

11,3

7,7

+47,1%

11,3

7,7

+47,1%

Доля клиентов OneRetail

56,9%

44,0%

+12,9пп

56,9%

44,0%

+12,9пп

Клиенты non-OneRetail

8,5

9,7

-12,5%

8,5

9,7

-12,5%

Итого

19,8

17,4

+13,8%

19,8

17,4

+13,8%

Средний чек по группам клиентов, руб.

2 кв. 2021

2 кв. 2020

Изм., %

1П 2021

1П 2020

Изм., %

OneRetail

10 744

9 740

+10,3%

10 417

9 756

+6,8%

non-OneRetail

7 848

8 742

-10,2%

7 415

7 119

+4,2%

Итого

10 003

9 521

+5,1%

9 640

8 892

+8,4%

Детализация общих онлайн-продаж по каналам, млн рублей (с НДС)

2 кв. 2021

2 кв. 2020

Изм., %

1П 2021

1П 2020

Изм., %

Веб-платформа

29 435

44 377

-33,7%

64 937

71 348

-9,0%

Моб. платформа, в т.ч.

52 070

15 699

+231,7%

108 915

45 481

+139,5%

Приложения клиента

11 457

4 606

+148,7%

23 701

5 824

+306,9%

Приложение продавца

40 613

11 093

+266,1%

85 214

39 657

+114,9%

Итого

81 505

60 076

+35,7%

173 852

116 829

+48,8%

Детализация GMV по каналам реализации товара, млн рублей (с НДС)

2 кв. 2021

2 кв. 2020

Изм., %

1П 2021

1П 2020

Изм., %

Магазины

78 575

37 093

+111,8%

168 362

130 048

+29,5%

Самовывоз

31 439

31 975

-1,7%

68 699

53 841

+27,6%

Доставка на дом

10 084

17 832

-43,4%

21 251

24 501

-13,3%

Итого

120 099

86 901

+38,2%

258 312

208 389

+24,0%

Суммарные показатели веб-сайта, среднемесячные посещения, млн

2 кв. 2021

2 кв. 2020

Изм., %

1П 2021

1П 2020

Изм., %

Посещения

57,5

75,9

−24,3%

64,4

75,9

−15,1%

Суммарные показатели пользовательских приложений

2 кв. 2021

2 кв. 2020

Изм., %

1П 2021

1П 2020

Изм., %

Установки, тыс.

-

-

-

16 595

3 574

+364,3%

MAU, тыс.

-

-

-

3 223

1 224

+163,3%

Развитие сети

30.06.2021

31.12.2020

Изм. за 1П 2021

Магазины

557

542

+15

580

532

+48

1 137

1 074

+63

Торговая площадь, тыс. м2

828

810

+18

679

665

+14

1 507

1 475

+32

Общая площадь, тыс. м2

1 154

1 131

+23

893

883

+10

2 047

2 015

+33


* Здесь и далее данные по сравнительной динамике указаны год-к-году, если не указано иное.

** Показатель GMV (gross merchandise value) включает покупки в розничных магазинах (включая заказы самовывозом), оплаченные и доставленные на дом онлайн-заказы, а также оплаченные отгрузки со складов юридическим лицам. Покупки в магазинах и онлайн заказы могут совершаться физическими и юридическими лицами. GMV включают продажи товаров и сервисов, которые могут быть собственными и агентскими. GMV включает НДС, идёт за вычетом скидок, предоставленных покупателям, а также за вычетом возвратов, совершённых за отчётный период. Показатель GMV не является выручкой Компании.

*** Общие онлайн-продажи Группы М.Видео-Эльдорадо в соответствии со стратегией OneRetail учитывают все продажи авторизованным клиентам через интернет, включая доставку на дом, самовывоз и продажи, зарегистрированные в магазинах через мобильное приложение продавца. В настоящее время продажи через мобильное приложение продавца доступны только в магазинах «М.Видео».

**** Оборот мобильной платформы включает в себя продажи через пользовательские приложения М.Видео и Эльдорадо и приложение продавцов в магазинах.

***** Оборот веб-платформы включает продажи через веб-сайт, контактный центр, вендор-каталог, ручные заказы.

****** Компания определяет активных идентифицированных клиентов, как покупателей, которые авторизовались и совершили в течение года хотя бы одну покупку в любом канале продажи.

******* Компания определяет OneRetail клиентов как покупателей, которые авторизовались и совершили в течение года хотя бы одну покупку через веб-платформу или мобильную платформу, включающую пользовательские приложения и приложения продавца.

Источник: Пресс-служба компании М.Видео-Эльдорадо