30 июля 2021 г.

Человечество отчаянно недосыпает, — и современные гаджеты готовы помочь справиться с этой проблемой. Согласно оценке Global Market Insights, мировой рынок ИТ-устройств для контроля качества сна на интервале 2020-2027 гг. должен вырасти более чем втрое — с 12,5 до 40,6 млрд долл. США. Для ИТ-канала это новое направление способно как сгенерировать дополнительную прибыль, так и оказать позитивное воздействие на внутренние бизнес-процессы — если ритейлеры, интеграторы и прочие участники канала сами начнут обращать больше внимания на оптимизацию отдыха своих сотрудников.

Недавнее исследование McKinsey свидетельствует, что в мире так или иначе недосыпают 45% всего населения. К счастью, рост популярности высокотехнологичных устройств в последнее время позволяет не только зафиксировать эту проблему, но и сформировать действенную стратегию выхода из глобального кризиса недосыпа. А о том, что это именно кризис, говорят медицинские данные: нехватка сна (в особенности глубокой его фазы) доказательно увеличивает риск возникновения целого спектра хронических заболеваний, от болезни Альцгеймера и деменции до гипертонии и диабета II типа.

Даже если худшего не происходит, хронический недосып статистически значимо ведёт к угнетению когнитивных функций, затрудняет концентрацию внимания и усложняет процессы принятия решений. Поскольку всё более заметная часть мировой экономики зависит сегодня именно от качества мыслительных процессов работников (а не от количества прилагаемой ими мускульной силы, как в прежние века), нехватка сна пагубно отражается и на бизнесе. Для одних только США отрицательный экономический эффект от порождаемых недосыпом проблем оценивается в 400 млрд долл. ежегодно, а для ФРГ — в 60 млрд. Проведённые в Австралии исследования выявили, что прямые и непрямые убытки от связанных с недостаточной продолжительностью сна расстройств обходятся ей не менее чем в 1% ВВП каждый год.

Эти огромные величины складываются из таких вроде бы мелочей, как сниженная утренняя продуктивность невыспавшихся работников и необходимость брать определённое количество дней в году в виде отгулов за свой счёт — просто для того, чтобы как следует выспаться. В США потери рабочего времени по этим причинам оцениваются в 10 млн ч в год, в Японии — в 4,8 млн ч, в Германии — в 1,7 млн ч. Сокращение производительности труда невыспавшихся сотрудников каждый год обходится их нанимателям в Америке в сумму от 1300 до 3000 долл., — и это ещё без учёта оплаты медстраховок на лечение вызванных недосыпом заболеваний, о которых уже было сказано ранее.

Разразившаяся в прошлом году пандемия стала неожиданно позитивным фактором в плане если не полного избавления от этой серьёзной проблемы, то по крайней мере начала планомерного её разрешения. Дело в том, что пресловутые конфликты «сов» и «жаворонков» в условиях дистанционной занятости разрешать гораздо проще. Если от человека требуется не сидеть на рабочем месте с девяти до пяти, а в начале нового рабочего дня представлять отчёт о решённых за предыдущий конкретных задачах, это позволяет каждому выстраивать ритм сна и бодрствования оптимальным для себя образом.

Понятно, что в любом случае сохраняется необходимость быть на связи в определённые моменты; плюс к тому, целый ряд занятий «первой линии» по-прежнему нуждается в строго привязанной к определённым часам организации рабочего процесса. Но как раз те самые «пролетарии умственного труда», продуктивная мыслительная деятельность которых представляет для нанимателя наибольшую ценность, благодаря гибкому графику и дистанционной занятости могут быть выведены за рамки жёсткого распорядка рабочего дня — получая тем самым возможность как следует высыпаться.

И не просто вставать без будильника, кстати, а реализовывать на практике всю необходимую для налаживания здорового сна активность, от утренней зарядки и регулярных прогулок на свежем воздухе до здорового питания и возможности за час-два до отхода ко сну полностью освободить голову от рабочих задач и банально приглушить свет. Точнее, позаботиться о минимизации синей компоненты излучения; той самой, что делает свет из «жёлтого» (с цветовой температурой около 6500 К) «белым» (примерно 4500 К), стимулирующим мозг к активной деятельности — и потому накануне отбоя совершенно не нужным.

Стремительное развитие сегмента носимых гаджетов позволяет просто и без чрезмерных затрат воплощать все эти теоретические рекомендации в жизнь. Огромное множество новейших умных часов и фитнес-браслетов предусматривают возможности контроля за качеством сна их носителя, включая определение продолжительности самой важной для восстановления организма фазы глубокого сна. В последнее время растёт число медицинских центров, предлагающих клиентам дистанционный контроль за их сном (как раз через посредничество гаджетов и облачных приложений) с последующим анализом данных и выработкой рекомендаций по повышению его качества. Прежде подобные исследования были возможны лишь на основе стационаров, где пациентам приходилось спать под наблюдением врача.

Масштабное изучение характеристик сна на уровне популяции важно для оценки физического и умственного здоровья общества в целом, поэтому активность в этом направлении я ряде стран начинают проявлять и крупные медицинские страховщики, и финансируемая государством медицина. Несложная когнитивная поведенческая терапия — грубо говоря, позволение человеку засыпать и просыпаться именно тогда, когда ему комфортно, в соответствии с персональными биологическими ритмами, — позволяет радикально снизить затраты на медикаментозное и стационарное лечение неврозов, апноэ и иных расстройств, провоцируемых хроническим недосыпом.

Через несколько лет, уверены эксперты, в мире могут начать формироваться крупные, с широким охватом населения, системы дистанционного и непрерывного мониторинга здоровья граждан на основе носимых гаджетов. Контроль качества сна может рассматриваться как одно из первых направлений такого мониторинга — как раз по причине сравнительной простоты реализации и уже доступных на сегодня, хорошо отработанных аппаратно-программных решений. Именно поэтому дальновидным участникам ИТ-рынка имеет смыл уже сейчас начинать — возможно, прямо с собственных сотрудников, — продвижение соответствующих устройств и сервисов.

Источник: Максим Белоус, crn.ru