10 августа 2021 г.

Денис Волков

Сегодня, когда ИТ-пронизывает буквально все стороны нашей жизни — на уровне управления внешними и внутренними бизнес-процессами, реализованными в виде ERP-и CRM-систем, создания корпоративных порталов как единой коммуникационной среды, соцсетей и мессенджеров, — казалось бы, не осталось свободных ниш в деятельности организации, где технологии не были бы задействованы в полном объеме. Но на практике это далеко не так, и одна из самых отстающих сфер — управление маркетингом. При том, что именно он является краеугольным камнем любого бизнеса.

Конечно, существуют профессиональные ИТ-продукты для этой деятельности. Так или иначе подобные решения интегрируются в информационные системы организаций. Но в подавляющем большинстве случаев функционал таких инструментов использует только «на входе и выходе» — для планирования и оценки результатов. А вот технологиям реализации уделяется значительно меньше внимания. Что уж говорить, когда маркетинг приобретает новые формы... Зачастую ИТ за ними просто не успевает.

Например, в последние годы одним из наиболее востребованных, относительно недорогих и эффективных каналов продвижения стал микроблогинг, когда тысячи площадок конкретных авторов используются рекламодателем одновременно как рекламный- и PR-инструмент. Работа со столь большим числом площадок немыслима без профессиональных, созданных именно для этого ИТ-продуктов. А еще лучше, когда это платформа, объединяющая «заточенные» именно под эту задачу инструменты отбора, корректировки, аналитики и оценки результатов рекламной кампании. Но на практике все это нередко делается вручную. Маркетолог (в данном случае «сам себе аналитик»), основываясь исключительно на субъективных предпочтениях, выбирает того или иного блогера, обращая внимание лишь на отдельные доступные ему параметры, а поскольку при таком подходе увидеть целостную картину нельзя, то и сама возможность проведения эффективной рекламной кампании находится под сомнением. Такое положение дел попросту неприемлемо.

Теперь посмотрим на все это с точки зрения ИТ-специалистов, причем как со стороны разработчиков и поставщиков соответствующих услуг (а мы знаем: есть задача — будут предложения), так и со стороны специалистов ИТ-отделов потенциальных рекламодателей. Первые давно создали необходимые решения и посчитали свою задачу выполненной, вторые же вообще не знают, что использование новых специализированных ИТ-решений для маркетинга входит в сферу интересов бизнеса, для которого они работают. Соответственно, и в том и другом случае изменить ситуацию могут совместные усилия маркетологов, аналитиков и ИТ-специалистов, работающих по обе стороны.

Тем более что по факту на российском рынке уже существует целый ряд специализированных решений и платформ, направленных на последовательную работу именно с микроблогерами. Для ряда компаний такие инструменты уже являются надежным помощником в продвижении практически любых товаров и услуг; позволяют находить, анализировать и подбирать тысячи площадок под конкретную задачу, а за счет автоматического режима — резко сократить сроки запуска рекламной кампании. Более того, в такие платформы лучшие компании-разработчики уже встроили возможности искусственного интеллекта. Именно они дают возможность «на лету» проводить анализ тем конкретного автора, его текстов, комментариев, состава аудитории, уровня ее вовлеченности в интересующую рекламодателя сферу и т. д. Здесь используются и дополнительные функции, когда по текстам, фотографиям и видео можно выявлять эмоциональные реакции, корректируя ход рекламной кампании — как на уровне контента, так и самих блогерских площадок. Все это вместе позволяет добиваться значимого маркетингового результата «при этой жизни, а не когда-нибудь потом».

С другой стороны, лучшие такие платформы изначально проектируются с тем, чтобы все необходимые метрики, включая оценки эффективности, легко интегрировались в информационную систему рекламодателя. Таким образом, ИТ-специалисты на стороне заказчика могут безболезненно расширять функционал своей ИС, а маркетологи, нацеленные на решение конкретной задачи, получают в руки своего рода plug-and-play инструмент, вписанный в существующую информационную среду. В итоге в рамках существующей ИС становится доступна полная объективная и просчитанная картина рекламного поля, а также способов его корректировки на уровне конкретных рекламных каналов.

Считаю, что в настоящее время соединить задачи клиентского маркетинга, возможности поставщиков специализированных решений и ИТ-специалистов на стороне заказчика — одна из важнейших задач, направленных на развитие и поддержку любого бизнеса. Возможно, потребуется создать для этого специальные площадки, выбрать новые формы взаимодействия. Думаю, что это дело самого ближайшего будущего.

Источник: Денис Волков, генеральный директор Epicstars