30 августа 2021 г.

Михаил Княжев

Каждый день в новостях мелькают статистические данные, связанные с пандемией. Создается впечатление, будто на нас хлынула лавина информации, цифр и выводов. Мы видим всевозможные таблицы, инфографику, комментарии, и зачастую они сильно различаются. При этом не всегда можно понять, кому верить — и дело не в манипуляции данными или их фальсификации. Просто вся эта статистика создается по разным методикам разными людьми и организациями на базе разных исходных сведений, и если не понимать, как данные могут быть представлены, трудно отличить хороший анализ от плохого. Чтобы уметь это делать, нужна дата-грамотность. О том, что это такое и как ее обрести, рассказывает Михаил Княжев, директор по развитию бизнеса SAS Россия/СНГ.

Что такое дата-грамотность?

Уже из самого слова понятно, что дата-грамотность — это некий комплекс знаний, навыков и опыта, который позволяет человеку быть грамотным в отношении данных. Но возникает встречный вопрос: а что значит быть грамотным в отношении данных? Одно из определений гласит: «дата-грамотность — это способность читать, работать с данными, анализировать и оспаривать их». То есть быть грамотным в области данных означает обладать пониманием того, что такое данные и их характеристики (источники, типы, форматы и особенности данных), приложения данных (для анализа, бизнес-аналитики, дата-сайенс, поддержки принятия решений, искусственного интеллекта, автоматизации и аналитики), методы обработки данных (например, обнаружение закономерностей, распознавание и прогнозирование шаблонов) и способы представления данных (например, сторителлинг, аргументация, поддержка принятия решений и визуализация).

Данные играют все более значимую роль в нашей жизни, соответственно, растет и важность дата-грамотности. Мир постепенно становится цифровым, нас окружают умные устройства, они потребляют данные и генерируют их. Но есть и чисто практичные доводы. Во-первых, это становится важным для карьеры — сегодня появляется много специальностей, где работа с данными занимает приоритетное место, причем я сейчас не говорю о технических специалистах вроде дата-сайентистов или дата-инженеров. Понимание данных превращается в базовый навык, и владение им повышает ценность на рынке труда.

Во-вторых, это важно для компаний и организаций: они используют большое количество данных для поиска бизнес-инсайтов, инноваций и создания ценностей. Информация, если уметь с ней работать, — один из самых ценных активов. И это возобновляемый актив, то есть одни и те же данные могут использоваться повторно в разных приложениях для поддержки разных проектов и получения доходов. Соответственно, компании, которые руководствуются данными и у которых есть персонал, умеющий грамотно использовать данные, получают преимущество перед конкурентами.

Три шага к дата-грамотности

Как обрести дата-грамотность? Первый шаг — признать, что данные повсюду, что они окружают нас в быту и на работе, что мир становится цифровым и объемы информации в нем растут, как снежный ком. Первый шаг предполагает, что вы понимаете, что чат-боты, онлайн-рекомендации, прогнозное моделирование, обработка заявок в автоматическом режиме, распознавание лиц и многие другие технологии работают на основе данных.

Второй шаг — осознать, что каждый человек, каждый процесс и многие предметы в этом мире производят данные. В свою очередь, эти данные используются в процессах, которые создают некие ценности — то есть продукты, решения и т.п. То есть получается, что мы с вами — одновременно источники и потребители данных.

Третий шаг — больше узнавать о цифровой трансформации и стать ее участниками. Первые два уровня обычно достигаются просто, а третий поначалу может показаться сложным, но на практике все иначе. Когда человек подходит к этому уровню, у него уже есть мотивация узнавать больше и двигаться дальше.

Но важно понимать, что мы намеренно или случайно можем оказаться как производителями, так и потребителями необъективных данных, поэтому следует ответственно подходить к их анализу. Организации могут лгать (и не всегда специально) с помощью статистики, и человек, обладающий дата-грамотностью должен уметь распознать статистические погрешности и ложные заключения. Сегодня это входит в зону некой ответственности перед социумом: в наши дни она заключается еще в и том, чтобы бороться с необъективностью, погрешностями, неверными интерпретациями и вводящими в заблуждение гипотезами, связанными с данными.

Лучше всех об этом сказал знаменитый писатель Герберт Уэллс: «Статистическое мышление однажды станет таким же необходимым для ответственных граждан, как и умение читать и писать». В это утверждение теперь еще стоит добавить дата-грамотность и аналитическое мышление.

Многие организации сегодня только приходят к пониманию того, насколько важна дата-грамотность. И к счастью, появляется все больше программ, где учат этому виду грамотности. Например, компания SAS запустила бесплатный онлайн-курс Data Literacy Essentials, посвященный азам аналитики и дата-грамотности. Курс предлагает стратегии анализа полезности данных, обработки данных, выявления значения, принятия решений и передачи данных, и фокусируется на этических проблемах в работе с данными. Он поможет обрести этот жизненно важный навык: научиться ориентироваться потоке статистической информации, который на нас обрушивается, и отличать правду от подтасовок и искажений.

Источник: Михаил Княжев, директор по развитию бизнеса SAS Россия/СНГ