25 января 2022 г.

Ситуация на рынке печатающих устройств России в минувшем году была далека от идеальной. Данные по четвёртому кварталу пока не подсчитаны, но на протяжении первых трёх наблюдался ощутимый спад поставок как в лазерном, так и в струйном сегментах относительно тех же периодов не самого простого 2020 г. Вдобавок, примерному сокращению отгрузок в количественном исчислении на 18-20% год к году за квартал соответствовало снижение тех же самых поставок в долларах лишь на 2-3%, что говорит о существенном удорожании печатающих устройств за достаточно краткий период.

Меньше, да лучше

Очевидно, что на рынке устройств печати сказываются все наблюдаемые в ИТ-секторе в целом проблемы: нехватка чипов и иных компонентов, удорожание и замедление логистики, сокращение платёжеспособного спроса. К тому же, отмечают эксперты, в 2020 г., с переходом на полностью удалённый, а позже на распределённый режим работы, многие заказчики в массовом порядке приобретали недорогие принтеры и МФУ для оснащения, постоянного либо временного, домашних офисов своих сотрудников. Тем самым сложились дополнительные предпосылки для объективного снижения потребности в новых массовых закупках в 2021-м.

И всё эе это не значит, будто рынок печати в наступившем году будет лишь разочаровывать ИТ-канал. В рамках исследования Home Printing Trends 2022 аналитики Quocirca отметили интересную и не самую очевидную на первый взгляд закономерность: компании среднего и малого бизнеса лучше, чем крупные корпорации, справляются с вызовами распределённой работы, — особенно в том, что касается обеспечения документооборота (посредством подсистемы печати и сканирования). И на этом направлении есть немало оснований для бизнес-оптимизма.

Среди опрошенных 63% выразили намерение совмещать работу в офисе и из дома на протяжении ближайших 12 месяцев, а 26% собираются трудиться исключительно в дистанционном режиме. В среднем 58% респондентов заявили, что продуктивность их повысилась на удалёнке (или при совмещении её с офисной занятостью) по сравнению с допандемическим уровнем. Но это именно в среднем: среди занятых в малых и средних компаниях таких нарастивших продуктивность сотрудников оказалось 66% и 61% соответственно, тогда как среди занятых на предприятиях крупного бизнеса (более 1 тыс. работников) — лишь 47%.

Эксперты объясняют эту разницу возможными затруднениями с адаптацией корпоративных стандартов организации труда к реалиям распределённого офиса. СМБ-предприятию с его менее формализованными бизнес-процессами и более компактными командами значительно проще приспособиться к работе в гибридном режиме. Более того, вертикальные связи (между подчинёнными и менеджментом) в компаниях меньшего масштаба по понятным причинам прочнее, что, в свою очередь, способствует укреплению взаимного доверия по такому существенному сегодня вопросу, как кибербезопасность.

Помнить про безопасность

Речь не идёт о многофакторной аутентификации при доступе к корпоративному серверу или о недопустимости пользования небезопасными публичными сетями Wi-Fi в рабочих целях: эти моменты ИБ-отделы корпораций отслеживают вполне эффективно. Однако в том, что касается защиты данных при использовании локальных устройств печати/сканирования на удалёнке, большой бизнес, как выясняется, нередко проигрывает среднему и малому.

Современное печатающее устройство — фактически самодостаточный компьютер, пусть и с весьма ограниченными аппаратными возможностями. Подключённое к Интернету (точнее, к локальной сети с выходом в Интернет) и оставленное без должного внимания, оно грозит превратиться в самую настоящую киберфорточку, через которую злоумышленники могут получить доступ к самым чувствительным данным. И это вовсе не умозрительная угроза: 54% участников опроса Quocirca сознались, что в своих домашних офисах пользуются принтером или МФУ той модели, которая не одобрена или не рекомендована их работодателем.

Самое же поразительное в том, что таких пользователей «теневых устройств печати» среди сотрудников больших корпораций больше, чем в среднем по опросу, — целых 74%. Если в целом доля работников на удалёнке либо в гибридном режиме занятости, обеспокоенных проблемами защиты информации в приложении к принтера и МФУ, достигает 21%, то среди персонала больших компаний таких лишь 10%.

Аналитики считают, что столь разительный разрыв обусловлен, опять-таки, более значительной дистанцией между рядовыми корпоративными сотрудниками, с одной стороны, и работниками ИТ- и ИБ-отделов — с другой. В компаниях же СМБ контакт между этими группами теснее, да и в целом каждый занятый на небольшом предприятии поневоле более универсален, более ответствен, обладает более широким кругозором, чем типичный корпоративный клерк (о безопасности учётной записи которого заботится отдел ИБ, о работоспособности компьютера — отдел ИТ и т. д.). Вот и выходит, по данным Quocirca, что 29% сотрудников больших компаний рапортуют об отсутствии каких-либо известных им политик информационной безопасности документооборота на их предприятиях, тогда как среди занятых в малых компаниях таких всего 10%, а в средних — 11%.

Коронакризис значительно изменил пристрастия офисных работников в отношении печати, в том числе и домашней. Печатать дома больше за прошедшие полтора-два года стали 63% участников опроса, причём 40% уже оформили подписку на регулярное пополнение запасов чернил либо тонера для домашнего устройства печати. Исследование Quocirca проводилось в Великобритании и США; понятно, что в России процент полагающихся на регулярную доставку расходных материалов окажется ниже. Тем не менее, занятный факт: среди организаций — то есть уже работодателей, а не работников — из сегмента СМБ такая подписка, по данным исследователей, оформлена уже у 52%, тогда как среди крупных корпораций — лишь у 27%. Простор для активности канальных партнёров, готовых предлагать регулярные поставки расходных материалов с ощутимыми скидками, здесь огромный, — в том числе и на наших необъятных просторах.

Взгляд в будущее

В конце прошлого года Quocirca опубликовала также доклад Print Industry Trends for 2022, в котором обозначила следующие десять наиболее значимых возможностей и вызовов для рынка печати на наступивший год:

  1. Гибридная работа. Она стимулирует преобразование классической централизованной офисной подсистемы печати в распределённую, а также будет способствовать более интенсивной — если сравнивать с докоронакризисными темпами этого процесса — цифровизации документооборота.
  2. Кибербезопасность. Устройства печати без подключения к Интернету сегодня практически не используются, что значительно расширяет возможности злоумышленников по поиску уязвимостей — тем более, что киберзащите принтеров и МФУ традиционно уделяется не так уж много внимания, а средняя квалификация ИТ-специалистов на предприятиях, мягко говоря, не растёт.
  3. Устойчивое развитие и воздействие на окружающую среду. Зелёная повестка и в будущем году сохранит свою актуальность, а средства печати, в особенности офисной, без которой во многих ситуациям не так уж сложно обойтись, сегодня трудно априори причислить к экологически дружелюбным или хотя бы нейтральным. Вендорам придётся и далее работать над этим.
  4. Сотрудник превыше всего. Крайне напряжённая ситуация на рынке труда, в США уже получившая название «Великого Ухода по Собственному Желанию» (The Great Resignation), усугубляет давнишние проблемы с человеческим капиталом в ИТ-отрасли вообще и в области поддержки систем печати в частности. Работодателям следует прилагать немалые усилия, чтобы удерживать на месте по-настоящему ценных специалистов, способных, в частности, сократить их затраты на печать и обеспечить бесперебойное функционирование всей системы документооборота. Либо — смириться с невозможностью удерживать профессионалов необходимого калибра и сразу обращаться к аутсорсингу.
  5. Всё уходит в облако. Интеграция облачных возможностей в локальную подсистему печати — например, готовность МФУ отправлять цифровую копию документа не только на почту сотрудника, но и в облачное хранилище — станет в 2022 г. одной из наиболее востребованных возможностей в любом распределённом офисе, особенно в сфере СМБ.
  6. Умные здания и Интернет вещей. Роботам-пылесосам и умным пожарным датчикам нет необходимости отправлять задания на печать, разумеется. Зато высокоорганизованные (и, опять же, максимально «зелёные») рабочие места могут привлечь из домашних офисов больше сотрудников, снижая тем самым нагрузку на распределённый сегмент подсистемы печати. Грубо говоря, умный офис, в который людям хочется снова и снова возвращаться, избавит работодателя от необходимости устанавливать и обслуживать МФУ персонально для каждого из своих удалённых работников.
  7. Нужно больше аналитики, особенно предиктивной. Заблаговременное предугадывание потребностей собственного персонала, контрагентов и заказчиков позволит оптимизировать всю систему документооборота в компании — и тем самым снизит, в частности, затраты на печать.
  8. Управляемые сервисы печати (MPS) станут ещё более востребованы. Фактически, из сравнительно несложных систем по управлению очередями печати в пределах организации они в текущем году повсеместно будут трансформироваться в комплексные ИТ-системы контроля распределённого документооборота.
  9. Умная автоматизация. В отсутствие ИИ, непрерывно занятого анализом данных систем из предыдущего пункта и формулирующего экспертные рекомендации для ИТ-служб и руководства компании, управиться с радикально усложнившимися MPS станет фактически невозможно, — потребуется ещё интенсивнее их развивать.
  10. Метавселенная где-то рядом. Пусть до практической реализации амбициозных планов Марка Цукерберга пока далеко, всё более интенсивное внедрение элементов дополненной реальности в бизнес-коммуникации на самых разных уровнях в наступившем году продолжится и усилится. А значит, подсистеме печати придётся научиться взаимодействовать с заданиями, отправляемыми не только со смартфонов и умных часов сотрудников, но и из облачных платформ совместной работы, а в перспективе — и из виртуальных переговорных.

Источник: Максим Белоус, crn.ru