30 марта 2022 г.

Российский «облачный» сегмент благодаря ряду объективных особенностей и исторических моментов, связанных с развитием, должен быть наиболее санкционно-устойчивым относительно других направлений рынка. Это действительно так, но проблемы, непосредственно связанные с санкционным давлением, присутствуют и тут.

Очевидные проблемные зоны

В первую очередь, от санкций могут пострадать решения глобальных гиперскейлеров, проникшие на российский рынок в содружестве с российскими «облачными» провайдерами. Пусть таких относительно немного, но интеграция может быть самой необычной.

Например, недавно пользователи «облачного» интерфейса почты Mail.ru утратили возможность просмотра приаттаченных к письмам офисных файлов — этим ведали cloud-версии программ Microsoft. Пока не совсем ясно, стал ли причиной этого технический сбой или это проявление санкционных ограничений для «облачных» лицензий, но пример показательный. Это «тревожный звоночек» не столько для частных пользователей, сколько для корпоративных.

«Оказавшись под риском потерять всю корпоративную почту и данные документооборота из-за неопределенности с доступностью сервисов Microsoft 365, компании активно ищут способы перенести информацию на собственные/онпрем решения, либо хотя бы сохранить данные в российских облачных хранилищах», — отмечает Андрей Крючков, директор по маркетингу технологий компании «Киберпротект».

Заметим, что продукты глобальных cloud-провайдеров могут быть использованы в самых разных фрагментах решений, которые используют локальные провайдеры! Поиск соответствующих рисков и их нейтрализация представляют собой сложные проблемы, а ресурсы у российских игроков рынка, как мы уже отмечали, ограничены.

Наконец, напомним, что «под капотом» у cloud-провайдеров трудится разнообразный софт, обеспечивающий работу сервисов, и, как оказалось, не все программные продукты санкционно-защищенные! Необходимые действия также требуют ресурсов: денег, времени, усилий специалистов. Однако сами провайдеры оптимистичны.

«Мы прорабатываем все возможные варианты и уже нашли пути решения дефицита, — говорит Валентин Соколов, ИТ-директор RCloud by 3data. — По нашим прогнозам, отставание от графика внедрения будет на 1,5-2 месяца».

«В более долгой перспективе, вероятно, будет укрепляться спрос на собственные решения провайдеров, разработанные на базе открытого кода», — предполагает Леонид Аникин, директор по развитию «VK Цифровые технологии».

Проблемы с доступом к экспертизе

Приостанавливая свою работу на российском рынке, глобальные вендоры создают проблемы как отсутствием доступа к оборудованию и программному обеспечению, так и к экспертизе. Напомним, что в последнее время традиционный канал активно работал как над оптимизацией процессов поставок — того самого «box moving» — так и над обеспечением условий тесного сотрудничества вендоров, интеграторов, консалтинговых компаний и других игроков рынка с целью совместного решения задач, стоящих перед российским заказчиком. Структуру информационно-технического взаимодействия формализовать достаточно сложно, но в имевшемся виде оно было крайне важно для российского рынка, а сейчас его работоспособность нарушена.

Компании пытаются найти альтернативные варианты, перейти на сотрудничество с региональными лидерами. Например, МТС подписала меморандум с корейской KT Corporation. «МТС получила возможность изучить опыт и реализовать совместные проекты с корейскими партнерами, которые обладают качественной экспертизой в локализации обработки и хранения данных для глобальных интернет-сервисов», — отметил Вячеслав Николаев, президент МТС. Компании намерены создать совместное предприятие для развития стратегического партнерства в разработке совместных решений. Важно, что обмен экспертизами в AI-технологиях будет двусторонний: согласно меморандуму, сервис по распознаванию голоса GiGA Genie от KT будет работать в «сцепке» с решениями в области видеоаналитики от MTS AI, дочерней структуры МТС.

Как видно, варианты взаимодействий есть, причем представляющие взаимный интерес — экспертиза российских компаний также востребована на глобальном рынке. Но для налаживания новых связей требуются время и другие ресурсы, а с этим сейчас проблемы.

Проблемы качественного роста и их особенности

Экспертиза остро потребуется для дальнейшего количественного роста и качественного развития «облачного» сегмента, который в российских условиях должен идти опережающими темпами. «Спрос на „облачные“ продукты со стороны инновационного бизнеса стабильно высокий, — отмечает г-н Аникин. — „Облако“ обеспечивает более быстрое и гибкое развертывание ИТ-инфраструктуры».

«Облака» проникают в новые сегменты экономики, в том числе, в довольно крупные. Примером может служить сельское хозяйство. «Область применения информационных технологий в сельском хозяйстве достаточно широкая, и мы готовы предоставлять передовые решения в сфере ИТ и „облачных“ ресурсов, в частности», − подчеркивает Вильдан Валиев, менеджер департамента «облачных» технологий Softline.

С расширением областей присутствия cloud-решений неизбежно возникают и проблемы роста. Некоторые из них уже известны, некоторые только на подходе, но все они тоже требуют ресурсов для решений. Ряд экспертов отмечают, что широкое внедрение «облаков» в российскую практику началось несколько позже, чем на мировом рынке, и сейчас в России переход в «облака» находится условно на ранней стадии. Поэтому, например, возможные последствия использования недостаточно защищенных «облаков» российскому рынку только предстоит ощутить, по словам Андрея Тимошенко, руководителя практики информационной безопасности Accenture в России.

«Рынок облачных услуг уже не будет таким, как раньше», — уверен г-н Крючков, отмечая важность локализации данных и гарантии юрисдикций сloud-провайдеров, которые будет играть решающую роль для средних и малых предприятий. Они будут еще активнее в использовании «облачных» решений.

Разумеется, для развития «облаков» придется развивать инфраструктуру, в частности, национальный сегмент ЦОДов. Для этого, возможно, потребуется частно-государственное партнерство. «Стоечная емкость была недостаточна ещё до известных событий, сейчас она недостаточна катастрофически, — говорит Айрат Мустафин, генеральный директор Liberum Navitas. — Безальтернативное решение — развертывание крупной федеральной сети ЦОД, расширение этого проекта, мощная реальная поддержка проекта всем ИТ-сообществом, государством и инвесторами».

Будущее российских «облаков» — радужное

Причина оптимизма, выраженного в заголовке, проста: «облака» являются технической основой «цифровой трансформации» (DX), которая необходима национальной экономике и госуправлению. Успех «цифровой трансформации» сегодня — ответ вопрос «быть или не быть?» для бизнесов, уверен Игорь Боровиков, основатель корпорации Softline. DX, вложения в которую сейчас достигают до 30% от общего объема бюджетов на ИТ, демократизирует бизнес, отметил г-н Боровиков, позволяя предприятиям получать от использования digital-инструментов эффект на уровне, ранее доступном лишь крупным корпорациям.

Важность «цифровой трансформации» отмечают представители ряда глобальных компаний, продолжающих работу на российском рынке. Об острой необходимости продолжать использовать возможности, которые открываются благодаря ускоренной цифровой и интеллектуальной трансформации говорит Ян Юаньцин, председатель совета директоров и генеральный директор Lenovo. Требования DX приводят к изменениям в ИТ, отмечает г-н Юаньцинь, в частности, к переходу к ИТ-архитектуре «клиент — периферия — „облако“ — сеть — интеллектуальные технологии» (Client—Edge—Cloud—Network—Intelligence). Но это тема архитектурных инноваций в ИТ — предмет отдельного рассмотрения.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE