1 июня 2022 г.

Увеличить
Юрий Годына
Увеличить
Рис. 1. Добавление организации
Увеличить
Рис.2. Получение усиленной квалифицированной подписи (с сайта mos.ru)

Как мы попали в реестр программного обеспечения и почему через это должен пройти каждый разработчик: основатель команды Facemetric Юрий Годына поделится инструкцией и опытом вступления в программный реестр.

Facemetric — это платформа и набор готовых решений, построенных на технологиях компьютерного зрения и интернета вещей. Мы адаптируем проекты под каждого заказчика: для одного распознаем лица, для другого автомобили по типу, марке, цвету. Возможны два способа реализации платформы — услуги на базе облачной платформы или в закрытом контуре заказчика.

Заявление в реестр мы подали на собственную платформу с нейросетевыми алгоритмами распознавания лиц. Самые популярные наши разработки: алкобезопасность — тестирование на алкоголь с распознаванием лиц; аналитика потока и подсчет посетителей — система в онлайн-режиме предоставляет точные данные о посетителях; дефектоскопия — выявление брака на конвейере при производстве листового материала с помощью компьютерного зрения. В числе наших кейсов Усачевский, Москворецкий, Центральный рынок, Перекресток.

Зачем это надо?

У нас есть две основных цели для включения в реестр российского ПО. Во-первых, внесение в программный реестр освобождает нас от НДС при продаже лицензии. То есть теперь цена за наш продукт становится ниже, что выгодно для конечных заказчиков, которые платят меньше. Во-вторых, внесение разработки в реестр программного обеспечения позволяет нам продавать лицензированное программное обеспечение компаниям из государственного сектора, а также попасть в программу субсидирования ПО для малого и среднего бизнеса.

Что нужно подготовить для подачи заявления?

Подача заявления — это бюрократический процесс, который требует особой внимательности. Чтобы ваша процедура внесения прошла успешно, кратко поясним, что нужно приготовить для подачи заявления в программный реестр, а в следующем разделе детально расскажем, что стоит за каждым шагом. Необходимо иметь:

  1. учетную запись правообладателя в ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации);
  2. квалифицированный сертификат электронной подписи правообладателя;
  3. сведения, документы и материалы, необходимые для подачи заявления, в том числе и регламент техподдержки.

Совет: заранее создайте сайт с описанием ПО и информацией, необходимой для загрузки и использования вашего ПО. Альтернативный вариант — выложить информацию на файлообменнике, как мы и сделали. Главное — чтобы был доступ к сведениям о вашем ПО.

С описанием сценариев и внутренней структуры техподдержки мы мучились дольше всего. Это заняло больше времени, чем ожидалось, потому что надо было собрать большой объем информации, в чем была задействована целая команда, включая генерального директора и главного архитектора системы.

Совет: приготовьтесь заранее, что придется собирать много документов и понервничать, однако процедура не такая сложная, как кажется поначалу. Надо только внимательно изучить регламент. Есть компании, которые предоставляют услуги оформления документации и составляют заявление для включения в программный реестр за деньги, но это не эффективно. Все работы может сделать только сам правообладатель, так как он знает лучше других свой продукт, может продемонстрировать его эксперту. Мы занимались процессом самостоятельно и добились отличных результатов, даже можно сказать, что приятно-неожиданных, о чем мы расскажем ниже. Решение за вами!

Процедура подачи

Начнем с первого пункта: учетной записи правообладателя в системе ЕСИА: Если правообладателем является физическое лицо, достаточно подтвержденной учетной записи физического лица в ЕСИА. Если правообладателем является юридическое лицо, необходимо зарегистрировать учетную запись юридического лица в ЕСИА.

Как зарегистрировать учетную запись юридического лица в ЕСИА:

  1. Необходимо иметь квалифицированный сертификат электронной подписи юридического лица, выпущенный на руководителя организации. Срок получения сертификата — один день. Как получить усиленную квалифицированную электронную подпись — рассказываем ниже.
  2. Для создания учетной записи юридического лица в ЕСИА, руководителю необходимо иметь подтвержденную учетную запись в качестве физического лица в ЕСИА. Далее нужно в личном кабинете портала Госуслуг перейти на вкладку «Мои данные», затем нажать на кнопку «+ Добавить организацию» (рис. 1).

Далее выбрать «Юридическое лицо», ознакомиться с инструкцией и подключить квалифицированную электронную подпись. Затем необходимо заполнить и отправить форму. Результаты проверки данных организации и руководителя организации придут по адресу электронной почты или номеру мобильного телефона.

Переходим ко второму пункту: усиленной электронной цифровой подписи. Если нет ЭЦП, выданной центром, аккредитованным Минкомсвязью, то её надо получить (подробнее). Обычно процедура регистрации и получения ключа занимает около недели.

Если правообладателем является физическое лицо, то заявление на включение ПО в реестр подписывается его личной усиленной квалифицированной электронной подписью. Если правообладателем является юридическое лицо, то усиленной квалифицированной электронной подписью организации в лице ее руководителя или уполномоченного лица (на основании доверенности) (рис. 2).

Делимся опытом: камень преткновения — при создании ЭЦП необходимо подписать заявление на ЭЦП. Генеральный директор или владелец компании должен подъехать в офис Ростелекома и подписать заявление лично, либо с помощью донгла (USB брелок, с зашифрованной подписью-кодом). У нас уже была удостоверенная ЭЦП на госуслугах, о которой мы забыли, так как получили ее еще год назад на нашу компанию и не использовали с того времени.

Наконец, мы переходим к третьему пункту: к подаче заявления о включении в реестр российского ПО и документации.

Подача заявления происходит на сайте. Нажимаете на «Подать заявление», что возможно как от физического, так и от юридического лица. Мы выбрали второй вариант, так как согласно Федеральным законам «О закупках» госкомпании могут работать только с Юридическими лицами, включенными в Росреестр.

Самый сложный раздел — документация. Сначала необходимо сформулировать название ПО, затем указать его код, классифицировать его (можно отнести сразу к нескольким классам — подробную информацию можете найти на сайте. Затем нужно указать данные о статусе правообладателя и представить соответствующие документы о правообладателе программного обеспечения в зависимости от того физическое это или юридическое лицо. Для российских коммерческих организаций после этого указываются размеры долей владельцев. Затем заполняется номер телефона и адрес электронной почты заявителя.

Имейте в виду: исправлять ошибки в заявке можно только по специальному запросу, поэтому потребуется предельная внимательность при заполнении этих пунктов.

Мы дошли до внесения сведений о программном продукте. Начнем с того, что надо прикрепить адрес сайта или ссылку на файлообменник, по которой можно будет посмотреть информацию про функциональные характеристики ПО, а также про его установку и эксплуатацию.

Далее указываем статус лица, который подписывает заявление, и документ, подтверждающий его полномочия. Прикладываем копию устава правообладателя программного обеспечения и ссылку на скачивание дистрибутива.

Необходимо убедительно сформулировать причины, по которым вы имеете исключительные права на этот софт. К примеру, необходимо указать в произвольной форме, что это собственная разработка. Значительное преимущество здесь имеет прикрепленное свидетельство о регистрации программы для ЭВМ в Реестре программ для ЭВМ (у нас было такое свидетельство от 27.02.2019). Затем нужно подтвердить документально, что ПО соответствует требованиям безопасности информации и правообладатель имеет право разрабатывать средства защиты конфиденциальной информации.

Осталось только прикрепить документы, которые содержат описание функциональных характеристик ПО и пояснения по его установке, а также приложить документацию по описанию способов устранения неисправностей, по персоналу для обеспечения поддержки ПО. Вы можете по своему усмотрению приложить иные документы.

У нас хорошая новость: заявление практически заполнено! На этом этапе осталось подписать заявление электронной цифровой подписью и отправить его на рассмотрение. Однако впереди вас ещё ждет экспертиза. Окончательное решение о включении в программный реестр принимает Минкомсвязь по результатам голосования экспертного совета при Министерстве и собственного мнения.

Совет: обращайте внимание на все мелочи, к примеру, если название не соответствует таковому в списке документов (нужно «Руководство Администратора», а называется «Инструкция Администратора»), то вы не перейдете на следующий шаг.

Как проводится экспертиза?

Мы предполагали, что экспертиза будет проводиться с помощью автоматизированных алгоритмов, в результате чего мы должны были бы получить только ответ. Однако всё сложилось иначе: мы были удивлены, когда оказалось, что эксперты — это не роботы, а живые люди, которые разбираются в данном вопросе. Специалистов подбирают в зависимости от вида ПО. Эксперт указывает на недоработки, запрашивает логи действующей системы (состояние и состав Kubernetes-кластера). Его задача — дать объективную оценку, а не отказать в регистрации!

После прохождения всех ступеней оформления, вы договариваетесь с экспертом об инсталляции и демонстрации сервиса, которая также возможна в онлайн формате по ZOOM/Skype.

В реестр мы вносили облачную платформу, что усложняет разворачивание на другом компьютере, о чем мы написали эксперту. Он попросил продемонстрировать работу системы — запросил лог, чтобы понять, как она работает. Мы выбрали вариант удаленной демонстрации с помощью ZOOM.

Делимся опытом: в одном из модулей эксперт увидел подозрительное название, что свидетельствовало о том, что в составе нашего ПО используется зарубежное ПО (Microsoft Azure). У нас есть функция, позволяющая подключить сторонние программы и сервисы. Это заинтересовало эксперта, и у нас запросили подтверждение, что мы не используем тот модуль. Мы продемонстрировали, что модуль отключен, но система полностью функционирует. Также у нас запросили платежную информацию: подтверждение, что мы не платим Microsoft за использование их системы. У нас выплаты составляли доли процентов, что допустимо.

Обратите внимание: если в работе используются сторонние сервисы, например — Azure, AWS, Google, SAP, то попросят платежные документы с подтверждением процентной выручки, которая должна составлять не больше 10%.

Вся демонстрация длилась в течение часа-полутора. Было 3 участника: я, главный архитектор системы и эксперт. После того, как мы представили платежные документы, эксперт ушел принимать решение по поводу включения нашей разработки в реестр. К сожалению, ответ вы не получите сразу — нам пришла обратная связь после пары-тройки недель.

Важно знать: если вашу разработку внесли в реестр отечественного ПО — это не значит, что вас не могут исключить за нарушение правил внесения в программный реестр, если они обнаружатся.

Happy end

Наша цель достигнута: теперь мы в реестре российского ПО!

Вся процедура заняла у нас примерно 90 дней (срок рассмотрения был около 25 дней, а решения — 67 дней). Важно помнить, что ошибки в документации значительно увеличивают риски отклонения заявления на попадание в реестр.

Нашу компанию внесли в программный реестр с первой попытки, чем мы очень гордимся! Это значительное достижение, так как не только такие недочеты, как возможность использования сторонних сервисов в разработке, но и некоторые детали, например, неправильное название документов, могут привести к тому, что вас не допустят до следующего этапа регистрации.

Не только реестр принёс много пользы нашей компании, но и сам процесс внесения. Мы составили регламенты и документы, до которых не доходили руки, подали заявление на регистрацию новых версий ПО и даже начали процесс патентования устройств. Приятно было увидеть такие достойные результаты.

Мы думали, что внесение в реестр российского ПО — это очень сложный процесс, так как наслушались много «страшилок». Одна компания говорила, что подавалась три раза, а ей отказали. Но на практике у нас было все гладко, проблем не возникло. Тем, кто боится, что не получится, хотим сказать: нечего опасаться, если это действительно ваша разработка! В противном случае вы можете доработать ПО и попробовать снова, рано или поздно все получится. Мы считаем, что через процесс внесения в реестр российского программного обеспечения должна пройти любая компания.

Источник: Юрий Годына, основатель команды Facemetric