22 июня 2022 г.

Увеличить
Источник: 18-е ежегодное исследование РУССОФТ «Экспорт российской индустрии разработки программного обеспечения», декабрь 2021 г.
Увеличить
Источник: сайт РФРИТ, июнь 2022 г.

Несколько количественных дополнений к нашим рассуждениям (см. здесь и здесь) об итогах IT-Завтрака «ИТ-лидерство — Альянс России и развивающегося мира», организованного 18 июня ассоциациями РУССОФТ и РАЭК в рамках XXV Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2022). В них, напомним, среди прочего, цитируются такие слова главы Минцифры Максута Шадаева об особенностях текущего момента: «Сейчас у нас четыре приоритетных направления сотрудничества: Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Латинская Америка, Африка». Естественно, возникают вопросы:

  1. Насколько велика доля этих регионов в продажах российских софтверных компаний?
  2. В какой степени активизация работы со странами, входящими в эти регионы, сможет компенсировать потери российского ИТ-бизнеса от недопродаж отечественного ПО и услуг по его разработке в недружественные развитые государства?

Ответ на первый из них можно найти в прошлогоднем исследовании РУССОФТ «Экспорт российской индустрии разработки программного обеспечения», основные результаты которого были обнародованы в декабре 2021 г. Там есть табличка, из которой следует, что в 2020-м году доли данных регионов (проценты от совокупного объема продаж российских софтверных компаний) выглядели так:

  • Южная и Восточная Азия — 6,5%;
  • Страны Ближнего Востока −3,5%;
  • Южная и Центральная Америка — 2,7%;
  • Африка — 1,4%;
  • Австралия — 0,7%.

Для сравнения (цифры из того же исследования):

  • Россия — 52,5%;
  • США и Канада — 13,0%;
  • Европа (без России и Ближнего зарубежья) — 12,4%.

Комментарии к этим цифрам, видимо, излишни: ну очень невелика была доля регионов, в которых обитают дружественные страны. И, дай Бог, чтобы продажи российских софтверных компаний в эти регионы благодаря намеченным мерам поддержки ИТ-экспорта существенно увеличились.

Теперь поговорим о потерях. То есть о недопродажах отечественного ПО и услуг по его разработке в недружественные развитые государства. В начале июня, выступая на конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР-2022), президент НП РУССОФТ Валентин Макаров отмечал: «В связи с антироссийскими санкциями в 2022 г. значительно сократится экспорт ПО и услуг по его разработке в США и другие недружественные страны. Из-за отказа клиентов от работы с Россией мы можем недосчитаться 50% экспорта, а это порядка 300 млрд рублей».

Напомним: из оценок РУССОФТ, приведенных в упомянутом выше отчете, следует, что в 2020 г. совокупный оборот российских софтверных компаний составил 1,305 трлн руб. (что, в пересчете на «зеленые», cоставляет 18,1 млрд долл.). При этом объем зарубежных продаж достиг 8,6 млрд долл. Главный аналитик РУССОФТ Дмитрий Желвицкий рассказал нам, что, по предварительным оценкам РУССОФТ, в 2021 г. объем зарубежных продаж российских софтверных компаний был на 15-20% выше аналогичного показателя 2020 г. Много это или мало? Для сравнения: 20 февраля 2022 г. «РИА Новости» cообщили, что «Рособоронэкспорт» за год продал оружия на 13 млрд долл. . То есть, общий объем зарубежных продаж российских софтверных компаний соизмерим с объемом продаж оружия.

По мнению Дмитрия Желвицкого, в нашей стране опыт экспорта готового ПО и услуг по его разработке имеют свыше 2200 ИТ-компаний с численностью персонала до тысячи и более человек. Естественно, все эти компании ждут от государства (в лице Минцифры и других ведомсв) различных мер поддержки ИТ-экспорта. Одна из таких мер — создание службы «цифровых атташе».

Напомним: о создании данной службы (в рамках реализации мероприятий второго пакета мер поддержки ИТ-отрасли, утвержденного председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным) было объявлено 7 февраля этого года. Соответствующее соглашение подписали Минцифры, Минпромторг и Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ). При этом предполагалось, что в 2022 г. «цифровые атташе» начнут работать в 16 странах мира: Бразилии, Вьетнаме, Малайзии и других. «В дальнейшем география их присутствия будет расширяться — к 2024 году до 28 стран присутствия», — заявлял вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Чернышенко.

Основные задачи «цифровых атташе» декларировались так: «Отобранные кандидаты станут вести комплексную работу по продвижению отечественных программных продуктов за рубежом, оказывать консультационную, информационно-аналитическую, юридическую и организационную поддержку российским ИТ-компаниям в странах присутствия. Их основная задача — развитие экспорта российских цифровых решений на рынках Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Южной Америки».

Желающих стать «цифровыми атташе» очень много: уже сейчас на одно «атташе-кресло» в среднем претендуют свыше 30 человек. Во время июньской конференции ЦИПР-2022 директор департамента стратегического развития и проектной деятельности РФРИТ Максим Киселев, отмечал: «Институт цифровых атташе активно развивается. Сейчас на эти должности проходят отбор более 600 кандидатов. Для выбранных специалистов будет доступно дополнительное обучение, стажировки как в институтах развития, так и в ИТ компаниях». На сайте РФРТИТ можно найти перечень тех 17 стран, в которых служба «цифровых атташе» должна открыться уже в этом году«.

На IT-Завтраке, прошедшем в рамках ПМЭФ-2022, было предложено стимулировать «цифровых атташе» рублем. То есть премировать их определенным процентов от объемов сделок, заключенных с их помощью. Главе Минцифры Максуту Шадаеву эта идея понравилась. Что, в частности, нашло свое отражение в итогах ПМЭФ-2022, опубликованных в Telegram-канале Минцифры, насчитывающем почти 36 тысяч подписчиков: «Цифровые атташе, должны иметь прозрачную финансовую мотивацию от продаж российских продуктов и согласовываться бизнесом».

Кроме того, участники IT-завтрака настаивали, чтобы в отборе цифровых атташе активное участие принимали ИТ-компании. Прежде всего те, которые уже активно экспортируют свои продукты и услуги на зарубежные рынки. Так например, председатель совета директор «СёрчИнформ» Лев Матвеев сказал: «Цифровых атташе нужно наделить высоким политическим статусом, и очень важно позволить вендорам, представляющим собой индустрию, участвовать в отборе кандидатов. Для эффективной работы у атташе должен быть опыт в корпоративных продажах, они должны иметь финансовую мотивацию. Нам также надо использовать потенциал людей, которые 20-30 лет назад окончили российские вузы. Многие из них занимают высокие позиции в своих странах и хорошо относятся к России... Можно создать их реестр и попытаться вовлечь их в соответствующую бизнес-активность...Наконец, на мой взгляд, таким структурам, как Российский экспортный центр (РЭЦ), надо больше фокусироваться прежде всего на экспорте ИТ».

Да, деятельность РЭЦ в рамках упомянутого выше IT-завтрака неоднократно подвергалась критике. В том числе за то, что приоритетом деятельности этой структуры по-прежнему является продвижение «материально осязаемых товаров», а не результатов интеллектуальной деятельности. Но это тема отдельного разговора.

Источник: Владимир Митин