13 сентября 2022 г.

Рынок электронных средств отображения информации — один из самых динамичных: здесь постоянно появляются новые технологии, выводящие то одни, то другие его сегменты на первое место и задвигающие «устаревшие» форматы визуализации в тень.

Но в этом году технологические новинки оказались не самыми главными причинами изменений: санкции не обошли стороной и AV-оборудование. О том, как данный сегмент чувствует себя в нынешней ситуации и на что сейчас стоит обращать внимание «продавцам впечатлений», рассказали игроки рынка.

И уже первый вопрос, на который они отвечали — как за прошедшие полгода изменился объем рынка визуализации — показал разницу во мнениях наших экспертов*.

Так, по мнению Максима Андрющенко, генерального директора PROFDISPLAY, несмотря на очень хорошие результаты первого квартала, общий объем рынка по сравнению с показателями 2021 г. упал, в том числе и за счет ухудшения итогов второго квартала.

Подтверждает это наблюдение и Кирилл Творун, руководитель направления «Мультимедиа» компании «Марвел-Дистрибуция»: «В последнее время количество проектов по закупке данных систем ежегодно росло. Но в первом полугодии 2022 рынок сократился, в первую очередь из-за остановки поставок основными западными брендами: поставщики не успели полностью переключиться на российские и азиатские решения. Что касается заказчиков, то у наших партнеров есть запросы на оснащение ситуационных центров и митинг-румов, создание медиа-фасадов, внедрение визуализации в образовательной сфере, решения для российских музеев, где сейчас востребованы различные элементы систем отображения — и проекторы, и панели, и светодиодные экраны. Кроме того, мы видим проекты в компаниях из финансовой сферы, энергетического и нефтегазового сектора и, конечно, в государственных структурах».

Exell — новый бренд на рынке ProAV

Последние годы на российском AV-рынке прослеживается тренд по цифровизации. Это доказывают и такие федеральные программы как «Цифровая образовательная среда» и «Точка роста», и модернизация театров в 2019 году, и многое другое... Подобная тенденция навела нас на мысль о создании собственного конкурентоспособного бренда профессионального AV-оборудования.

Так появился Exell — бренд, ставший результатом многолетнего сотрудничества десятков российских экспертов. Наша цель — предоставлять только качественную продукцию, строго соответствующую заявленным параметрам, и гарантировать квалифицированный сервис.

Сейчас продукцию бренда можно разделить на 4 категории:

  • видеопроекторы;
  • интерактивные доски;
  • крепления для AV-оборудования;
  • аудиоматрицы и акустические системы.

На складе в Москве уже есть интерактивные доски Exell, представленные в двух диагоналях: 77″ и 91’’. Весь цикл их производства, от разработки программного обеспечения до сборки готового продукта, сосредоточен на территории России.

Видеопроекторы как неотъемлемая часть интерактивного оборудования также входят в ассортимент Exell. С конца прошлого года наши эксперты активно занимаются выбором фабрик-производителей, тестированием образцов и работой над расширением модельного ряда. Сейчас мы предлагаем рынку лазерные и ламповые DLP и LCD-проекторы яркостью от 3 000 лм с разрешением вплоть до 4K, подходящие для использования в учебных заведениях, конференц-залах и переговорных комнатах, а также в музеях, театрах и других объектах культуры.

Основой миссией Exell является создание профессионального кросс-категорийного бренда, целиком удовлетворяющего требования заказчика в рамках отдельного объекта по всем направлениям. Бренда, позволяющего получать законченные решения, полностью оборудуя площадки высококлассной продукцией, начиная со средств визуализации и заканчивая аудиооборудованием.

На правах рекламы

О том, что спрос со стороны госсектора остался на прежнем уровне, говорит и Юрий Гошуков, директор департамент инфраструктуры и инженерных систем OCS Distribution: «То же можно сказать и про образование, которое традиционно показывает стабильный спрос на проекторы. Рост и в сфере безопасности: оснащение ситуационных залов для сотрудников с использованием различных средств визуализации; организация структуры видеонаблюдения на промышленных объектах и комбинатах, так же с выводом информации в ситуационный центр или диспетчерскую. А вот финансирование проектов в таких существенных сегментах как сфера развлечений и Horeca (гостиницы, рестораны, торговые центры, магазины, театры, музеи) сильно сократилось. К сожалению, перераспределения в пользу других сегментов не произошло, что и привело к сильному падению рынка — около 30-40%».

В то же время Андрей Салтрукович, руководитель отдела развития бизнеса СОИ ГК DIGIS, считает, что изменился не общий объем рынка, а перераспределение между игроками, вендорами и технологиями: «В конце февраля — марте была просадка из-за неопределенности, волатильности валют и продолжающегося кризиса компонентов. Позднее все пришло в равновесие, и спрос даже повысился, например, из-за дефицита проекционной техники. При этом происходит явное замещение производителей, приостановивших деятельность, китайскими компаниями и теми, кто не переставал работать в России».

А вот Николай Барашков, руководитель направления систем отображения «Хай-Тек Медиа», считает, что за последние полгода российский рынок визуализации вырос по сравнению с аналогичным периодом 2021 г.: «В „постковидном“ 2021 г. проекты двигались по инерции, а сейчас рынок значительно оживился».

Широкий ассортимент продукции BOE и Hikvision уже доступен к заказу в PROFDISPLAY

По понятным причинам с недавнего времени резко вырос спрос на AV-оборудование из Китая. КНР является экономическим гигантом с сотнями тысяч промышленных предприятий, поэтому остается актуальным вопрос, как из всего этого разнообразия выбрать нового вендора, ведь не известно:

  • это проверенный поставщик или кустарное производство?
  • удовлетворяют ли сроки логистики нового продукта современным нормам, как до закрытия границ?
  • есть ли представительство в РФ и сервисное обслуживание в случае поломки?
  • не пропадет ли модель с полок, так и не попав в проект, как это часто бывает с производителями из Китая?

В компании PROFDISPLAY позаботились об этом заранее. Мы тщательно подошли к поиску китайских поставщиков, обращая особое внимание на сроки поставки, стабильность модельного ряда и на ориентированность вендора на российский рынок: наличие представительства в РФ, технической поддержки на русском языке и авторизованных сервисных центров. И мы нашли!

Например, компания BOE — один из лидеров в области производства ЖК матриц. BOE полностью удовлетворяет всем нашим запросам, она непрерывно занимается разработкой новейших технологий в AV-индустрии, а ее клиентами являются бренды с мировым именем из разных сфер бизнеса: от машиностроения до здравоохранения. Сегодня задействовать разработки ВОЕ в своих проектах можете и Вы, ведь широкий ассортимент продукции уже доступен к заказу в PROFDISPLAY!

Также мы заключили контракт с широко известным производителем Hikvision, который входит в топ-3 поставщиков профессиональных дисплеев на рынке Китая. В настоящее время компания выходит на передовые позиции по поставкам профессиональных дисплеев и в России, обладает сервисными центрами в Москве и Санкт-Петербурге, а широкий ассортимент ее продукции уже в наличии на нашем складе!

На данный момент PROFDISPLAY продолжает поиск лучших производителей на рынке Китая для сотрудничества и развития на территории России.

На правах рекламы

При этом эксперты отмечают, что пока рано давать оценку того, как изменилась структура рынка. Но в связи с ухудшением ситуации в логистике просели продажи профдисплеев и «нормальных» проекторов, которые компенсируются выходящими на рынок китайскими производителями проекционной техники и увеличением спроса на LED-экраны.

Технологии

Увеличение спроса на LED-экраны — это то, в чем эксперты единодушны: светодиодное направление стабильно растет, активно захватывая сегмент традиционных видеостен и проекционного оборудования. В том числе и потому, что абсолютное большинство производителей LED-экранов из Китая, и логистические проблемы затронули их в меньшей степени. По оценкам игроков рынка, доля LED-экранов (которые дешевеют, становятся более надёжными и позволяют создавать видеостены больших и нестандартных размеров) выросла на 20-25%. Сегодня их хотят видеть в половине проектов. Растет количество запросов на сверхвысокую информационную ёмкость (становится больше решений с шагами пикселя 0,9-1,2 мм и менее), на экраны с защитным компаундным покрытием (COB, GOB, AOB), а также на технологии инкапсуляции светодиодов на MiniLED, MicroLED, IMD 4in1 вместо традиционных SMD 3in1.

Гораздо популярнее стали проекты, повторяющие архитектурный дизайн помещения (т. е. гибкие, креативные и нестандартные LED-решения): заказчики хотят быть ближе к информации и видеть яркое и контрастное изображение с минимального расстояния.

Как следствие, LED’ы потеснили проекционные системы (-3%) и тонкошовные ЖК-панели для видеостен (-10%), а также большие LCD-дисплеи с диагоналями 86’’, 98’’, 110’’.

Экраны на OLED технологии также пользуются спросом. По данным Николая Барашкова, их рост составил 5-7%: «Но они все еще остаются нишевым решением для небольшого количества проектов.

В сегменте проекционного оборудования растет популярность мэппинга, т. е. создания шоу с возможностью интерактивного функционала: результат проекта должен не просто передавать информацию, а удивлять посетителей. Иначе выбирают LED экраны.

Основной тренд в сегменте интерактивных панелей — выбор более качественных продуктов и моделей „всё-в-одном“, подходящих как для обучения и коворкинга, так и для видеоконференций».

Дополняет коллегу Юрий Гошуков: «Происходит смещение спроса к оборудованию с меньшей диагональю, а также замещение тяжелых проекторов панелями (в первую очередь из-за плохой доступности мощных проекторов (от 10 000 люмен)) Мы видим сильное „упрощение“ проектов: предпочтение отдается низкотехнологичному оборудованию. Рынок видеостен замер, но мы надеемся, что к 4 кварталу ситуация улучшится. Панели с функцией тачскрина стали менее востребованы в бизнес-сегменте».

При этом, как отмечают участники опроса, заказчики при выборе оборудования обращают внимание на простоту использования, скорость и удобство работы, экономию, а также «запас на будущее». «Но в первую очередь (из-за проблем в логистике и кризиса компонентов), большинство клиентов интересуются сроками поставки. Даже цена нынче не так важна, как сроки», — отмечает Андрей Салтрукович.

Соглашается с ним и Максим Андрющенко: «Клиенты хотят определённости, поэтому для них очень важны сроки поставки. В серьёзных проектах партнёры не готовы размениваться на „сомнительных производителей“. При выборе замены вендоров, ушедших с российского рынка, клиенты хотят получать аналогичный уровень продукта и сервиса».

Вендоры

Кстати, если говорить об ушедших с российского рынка вендорах, то складывается впечатление, что сегмент AV — наименее пострадавший во всем ИТ-рынке.

«Из наших поставщиков ни один полностью не ушел из России, — отмечает Андрей Салтрукович. — Есть только те, кто по той или иной причине приостановил отгрузки».

А у PROFDISPLAY только один — Peerless-AV — официально отказался от работы с Россией.

Но, как говорится, «свято место пусто не бывает». И тех вендоров, с которыми дистрибьюторы привыкли работать, российские компании смогли оперативно заместить не только китайскими, но и отечественными производителями.

«Не случилось ничего критичного, — отмечают в „Марвел Дистрибуция“. — Мало того, ситуация заставила нас присмотреться к новым вендорам и расширить портфель. Например, появились новые производители Danacoid и AVCIT — достойная альтернатива ушедшим брендам для обвязки и коммутации. Кроме того, мы нашли дополнительные решения, которые подойдут в том числе для проектов, где есть ограничения по финансированию, и продукты международных лидеров оказываются недоступными. Иногда нам и не нужно было никого искать: не только мы готовы к сотрудничеству, но и вендоры стремятся заключать соглашения с нами. Если говорить о текущем портфеле AV-направления, то соотношение между российскими и азиатскими производителями оставляет примерно 15/85».

Новые бренды появились и в портфеле ГК DIGIS: «Например, Exell, в ассортименте которого присутствует оборудование разного уровня и из разных сегментов (интерактивные доски, проекторы, LED-экраны). Кроме того, мы открыты к сотрудничеству с любыми поставщиками, для которых приоритетами являются качество оборудования, правильная ценовая политика и сервис. Что касается дефицита, то по рынку видно, что самая большая проблема сейчас с проекторами (все-таки DMD-чипы производит одна единственная компания), а меньше всего проблем с LED-стенами».

Портфель PROFDISPLAY также пополнился несколькими интересными брендами по дисплеям, коммерческим ТВ и профессиональному звуку, по словам Максима Андрющенко: «Отбор происходил по чётким критериям: наличие представительства в РФ, техническая и сервисная поддержка в РФ, постоянный модельный ряд. Это дает нашим клиентам уверенность в том, что оборудование будет доступно, поставлено в срок и обеспеченно поддержкой на весь период эксплуатации».

А вот состав вендоров компании «Хай-Тек Медиа» не сильно изменился, говорит Николай Барашков: «Мы стали дистрибьютором отечественного производителя ПО и контроллеров для видеостен — „Форсайт“, а также Hikvision (хотя переговоры велись ещё до санкций, их введение ускорило процесс согласования). Кроме того, мы ищем производителей из Китая, но прежде чем заключить с ними договор, проверяем качество предлагаемой ими продукции. Особой потребности в поиске новых производителей систем визуализации нет: игроков на рынке мультимедиа немного, 95% продукции производится в Китае и около 5% — в Англии, Индонезии и Малайзии.

Дефицит произошёл на рынке Hi-End решений, средний сегмент его не ощутил. Так, в сегменте интерактивных и ЖК панелей продукцию можно заменить китайскими брендами.

А вот в проекционном оборудовании технология DLP — собственность Texas Instruments, которая отслеживает её передачу по всему миру. Это создаёт сложности с продукцией (с чипами более 0,47’’), так как производители всех крупных проекторов попадают под санкции. Самые мощные проекторы можно будет поставлять только после отмены санкций. Мы полагаем, что восстановить прежний ассортимент решений будет возможно через 1,5-2 года, так как часть ушедших игроков может вернутся на рынок через посредников и параллельный импорт, но на заключение контрактов потребуется время».

* Данные ITResearch о ситуации на рынках проекторов и LFD во втором квартале 2022 г.

Источник: Светлана Белова, IT Channel News