Идет согласование «Основ государственной политики РФ в области развития электронной промышленности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу». По некоторым сведениям, в этом документе (его разработку курирует заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак) чиновники признают острые проблемы российской микроэлектроники:

  • отставание технологий на 10-15 лет от мирового уровня;
  • трудности с освоением технологических процессов ниже 180 нм;
  • нехватка производственных мощностей;
  • критическая зависимость процессов проектирования и выпуска продукции от зарубежных технологий, включая программное обеспечение, и материалов (в частности, особо чистой химии и кремния);
  • невозможность обеспечить рынок необходимой электроникой;
  • низкая инвестиционная привлекательность;
  • высокая стоимость производства компонентов в РФ;
  • острый дефицит кадров.

Минпромторг предлагает участникам рынка координировать «исследования в области передовых технологий», увеличить мощности «в том числе за счет освоения производства микроэлектроники с современными топологическими нормами», создать (фактически с нуля) отрасль электронного машиностроения и, наконец, отказаться от иностранных архитектур при проектировании электроники. Кроме того, чтобы стимулировать внебюджетные инвестиции, производителям обещают упростить доступ к грантам, субсидиям и льготным кредитам.

Напомним: согласно 50-страничной «Стратегии развития электронной промышленности до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ № 20-p от 17 января 2020 г., структурно электронная промышленность РФ состоит из трех основных групп: организации с государственным участием, с частным российским капиталом и с иностранным капиталом.

По состоянию на 2019 г. в отрасли насчитывалось 422 организации с госучастием, 370 из которых были включены в сводный реестр РФ организаций оборонно-промышленного комплекса. Эти организации обеспечивали около 55% отраслевой выручки.

Организаций с частным российским капиталом в том же году насчитывалось 1200, преимущественно малых и средних предприятий, ориентированных в основном на коммерческие рынки, но при этом играющих значимую роль в исполнении государственных контрактов. Такие организации обеспечивали около 23% отраслевой выручки. Организации с иностранным капиталом были представлены 30 предприятиями, на долю которых приходилось до 22% отраслевой выручки.

Об упомянутой выше 50-страничной Стратегии генеральный директор Центра современной электроники (ООО «СОВЭЛ») Иван Покровский в своем письме, опубликованном незадолго до начала недавнего форума «Микроэлектроника 2022», отзывается так: «Ныне действующая Стратегия в рамках выполнения Поручений Президента РФ по развитию электронной промышленности спешно разрабатывалась силами рабочей группы, созданной на базе АКРП (Ассоциация Консорциум дизайн-центров и предприятий радиоэлектронной промышленности). К контрольному сроку поручений президента стратегия представляла собой компиляцию разрозненных и разноуровневых предложений и в этом виде была утверждена 17 января 2020 г. Михаил Мишустин подписал её сразу после своего назначения на должность Председателя Правительства РФ, наверное, в расчете на последующую доработку. Попытки доработать стратегию предпринимались в начале 2020 года, но были прерваны с началом пандемии».

Кроме того, cуществует 17-страничный проект «Cтратегии развития электронной промышленности России», подготовленный Ассоциацией Разработчиков и Производителей Электроники (АРПЭ) на основе предложений частных российских компаний электронной промышленности. В нём текущее состояние отрасли обрисовано так: «Российская электронная промышленность составляет десятые доли процента от мировой. Масштаб деятельности крупнейших российских производителей электроники на три порядка меньше, чем у лидеров мирового рынка. Малые по мировым меркам масштабы деятельности не позволяют российским компаниям самостоятельно финансировать крупные проекты НИОКР и создавать инвестиционноёмкие производства. При малых масштабах российские производители не соответствуют критериям крупных заказчиков, которым требуется комплексное предложение и высокий уровень гарантий. Значительная часть предприятий отрасли находится вне конкурентной среды, под управлением государственных корпораций и холдингов в условиях административного распределения заказов и финансирования. Это лишает стимулов повышать экономическую эффективность и развивать производственную кооперацию, приводит к искаженным представлениям о рынке и ошибкам в планировании инвестиций, вызывает недоверие частных инвесторов к отрасли».

Основные задачи отраслевой стратегии в АРПЭ видят так:

  • за счёт государственного регулирования создать в России рыночный спрос на разработку и производство электронного оборудования, который станет опорным для российской электронной промышленности на начальном этапе развития;
  • сфокусировать инвестиционные ресурсы государства, выделяемые на развитие отрасли, на решение наиболее перспективных технологических и инжиниринговых задач, связанных с формированием новых рынков или трансформацией существующих
  • устранить избыточные административные барьеры и риски, которые снижают привлекательность отрасли для частных инвестиций;
  • многократно расширить число кооперационных связей между предприятиями отрасли и объем работ, выполняемых в кооперации;
  • в каждом отраслевом кластере электронной промышленности на базе ведущих технических университетов создать центры подготовки инженерных и управленческих кадров высшей квалификации для реализации проектов развития отрасли.

В открытом доступе проекта «Основ государственной политики РФ в области развития электронной промышленности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу» пока нет. Однако сообщается, что он уже направлен на согласование в ряд ведомств.

Источник: Владимир Митин

Версия для печати (без изображений)   Все новости