SAP не уложится в крайний срок ухода из России, поскольку не смогла найти покупателя на свой российский бизнес, сообщили агентству Reuters пять источников, подчеркнув трудности, с которыми сталкиваются некоторые компании, уходя из страны.

В апреле SAP присоединилась к Oracle, Salesforce и другим западным компаниям, объявив о намерении уйти из России после начала специальной военной операции в Украине. «Мы продолжаем поддерживать всех действующих клиентов в рамках договорных обязательств в той мере, насколько это позволяют санкции и ограничения экспортного контроля. Все сотрудники работают, но мы поставили на паузу заключение новых контрактов в России», — писала тогда Татьяна Зверева, PR-директор SAP в России.

В июле финансовый директор SAP Лука Мучич (Luka Mucic) заявил, что компания завершит выход из России до конца года, понеся расходы в размере 350 млн евро.

SAP закрыла свои дата-центры и облачный бизнес в России, но у компании всё еще есть годовые контракты по техподдержке в стране, которые она должна выполнять, иначе столкнется с юридическими рисками, пояснили источники, попросившие об анонимности, поскольку не уполномочены делать публичные заявления.

По российскому законодательству сотрудники, управляющие местным подразделением SAP CIS, могут нести персональную ответственность за любые нарушения договоров, пояснили четыре источника.

Представитель SAP сообщил, что компания «значительно сократила» свой персонал в России с прежних 1250 человек и к концу года будет иметь здесь менее 100 сотрудников.

SAP прекратила оказание услуг поддержки компаниям, на которые распространяются западные санкции, сообщили источники. Закрытие некоторых услуг SAP в России уже нарушило работу отраслей, приносящих миллиардные доходы, жизненно важные для российской экономики, говорят руководители бизнеса и аналитики.

Ситуация с SAP демонстрирует сложности, с которыми сталкиваются западные компании, уходя из России. Речь идет о несоблюдении договорных обязательств, отказе от обслуживания лиц и организаций, попавших под санкции, вариантах релокации сотрудников и давлении российских государственных органов на уходящие иностранные компании.

Сотни западных компаний приостановили свои операции и объявили о планах уйти из России, но многие всё еще проходят тяжелый процесс официального ухода.

Пытаясь уйти, некоторые западные компании продали свой бизнес инвесторам, которых Россия считает дружественными, либо передали его местному менеджменту (например, Schneider Electric) вкупе с обязательствами, нередко понеся значительные убытки. Другие просто ушли с рынка.

Однако для SAP, чьи программные продукты широко используются организациями, уход не так прост. Согласно условиям договора, компания должна уведомить за три месяца о разрыве отношений, но не сделала этого ввиду опасений юридических последствий, пояснили источники.

Конкурирующая Oracle сообщила в заявлении на своем веб-сайте, что закрыла все продукты, услуги и поддержку для российских и беларуских компаний, их дочерних компаний и партнеров. Представитель Oracle отказался от комментариев агентству Reuters. К Oracle предъявлено множество исков в России на сотни миллионов рублей. К компании SAP тоже стали появляться иски, пока единичные, хотя суммы уже существенные (например, от компании «Азимут» на 330 млн руб.)

Попытки найти покупателя российского бизнеса SAP и переговоры о выкупе местным менеджментом пока не дали результатов, сообщили пять источников.

Если SAP уйдет, местный штат сотрудников может столкнуться с потенциальными юридическими последствиями — поэтому выкуп менеджментом является предпочтительным вариантом с точки зрения компании, пояснили два источника.

Некоторые ушедшие компании уволили местный персонал, но SAP предоставила возможность релоцироваться из России. Более 150 сотрудников уже уехали из страны, и некоторые всё еще обсуждают варианты, сообщили источники.

«SAP полностью привержена сворачиванию нашего бизнеса в России как можно быстрее, — сообщили нам в глобальной PR-службе SAP. — Мы уже предприняли значительные шаги для выполнения этого обязательства, в то же время заботясь о безопасности наших сотрудников и обязательствах перед клиентами.

Мы были одной из первых технологических компаний, приостановивших продажи в России в начале СВО. Мы закрыли как облачный бизнес, так и наш центр обработки данных. Мы значительно сократили численность рабочей силы в России, где работаем уже более 30 лет, с 1250 человек до менее чем 100 к концу года. Мы по-прежнему полностью поддерживаем и незамедлительно вводим в действие все глобальные санкции. Однако недавние правовые изменения в России ограничили наши возможности в отношении заключительных шагов по нашему выходу. Мы по-прежнему полностью привержены тому, чтобы как можно быстрее завершить наш бизнес в России».

Источник: IT Channel News по материалам Reuters

Версия для печати (без изображений)   Все новости