1 февраля 2023 г.

Юлия Лукеча

К концу 2022 года на рынке труда в сегменте ИТ произошли изменения: «перегрев» в пользу кандидатов, диктовавших условия работодателю, сменился трендом на «охлаждение». Пузырь карьерных ожиданий начинает сдуваться.

Рынок труда видоизменяется и готовит новые сюрпризы в новом году. На кого и как учиться, кем работать и как жить дальше — рассказывает Юлия Лукеча, ведущий специалист по работе с персоналом компании Linxdatacenter.

Резкий разворот

Рынок ИТ с богатым выбором областей специализации и сценариев развития карьеры в последние годы привлекал большое количество потенциальных соискателей. Вокруг этого ажиотажа возникла целая отрасль обучения азам профессий, позволявшая желающим «войти в IT».

Последние 5-7 лет на проблему нехватки людей указывали компании, которые так или иначе делали ставку в развитии на ИТ, не говоря уже о профильных игроках.

В цифровые профессии такие как тестировщики ПО, «джависты» и «питонисты», сисадмины и сетевые специалисты, спешили не только студенты, но и переучивались вчерашние офисные сотрудники, синие воротнички, гуманитарии.

Выпускники таких образовательных программ при первом же найме запрашивали зарплату мечты и нередко ее получали — компаниям зачастую просто некуда было деваться.

Часто выгоднее было взять не совсем компетентного новичка, доучить его в соответствии с профилем и задачами бизнеса, пусть и переплачивая на первых порах, чем ждать идеального соискателя и терять драгоценное время.

Но рано или поздно все заканчивается. Завершилась и золотая эпоха кандидата — рынок видоизменяется и ищет справедливого баланса. Для работодателя это вызовы по поиску новых бенефитов — удаленная работа в новых реалиях, поддержка семей, профессиональная психологическая служба.

Почему так произошло

Раньше начинающим специалистам предоставлялись разнообразные возможности для роста внутри компании «на лету», когда бизнес брал сотрудников на перспективу, закрывая глаза на пробелы в опыте и скиллах.

Однако сейчас на ИТ-рынке оказалось достаточно много людей уровня Junior в программной разработке, которые испытывают сложности с трудоустройством.

Конечно, сыграли роль факторы международной политики и глобального кризиса. ИТ-сектор — довольно мобильный бизнес в плане привязки компаний и сотрудников к конкретным локациям.

Ряд компаний покинул страну, немало специалистов были вынуждены искать новые места работы, в том числе через это прошли многие айтишники. Те, кто не релоцировался, смогли заполнить вакансии в оставшихся зарубежных компаниях, российском бизнесе и госсекторе.

В связи с уходом части бизнеса сократилось общее количество профильных вакансий, а количество опытных ИТ-специалистов в поиске работы увеличилось. На ситуацию также повлияли массовые сокращения в глобальных ИТ-компаниях.

На фоне таких изменений работодатели стали тщательнее фильтровать кандидатов, чтобы получать в штат максимально компетентных специалистов. Повышаются требования к кандидатам при найме — на уровне резюме и при вступительных испытаниях.

Что делать?

Произошедшие перемены пока не так очевидны, особенно «ИТ-энтузиастам» со стороны соискателей. Движение по инерции продолжается: курсы набирают новых слушателей, идет выпуск новых партий начинающих digital-специалистов.

Однако на курсах сегодня не говорят главного: одного сертификата об их окончании, даже с отличными результатами, недостаточно. Не гарантирует работы даже диплом профильного и авторитетного вуза.

Да, работодатели демонстрируют парадоксальное поведение: после бесконечных жалоб на дефицит сотрудников, те же самые менеджеры резко повысили требования к кандидатам на фоне сокращения их числа. Компании стали гораздо осторожнее подходить к подбору сотрудников, внимательнее оценивать, кого стоит нанимать. Стало важно трезво оценивать необходимость в специалисте, а также востребованность в нем завтра.

Что же делать тем, кто все еще лелеет мечту стать айтишником? Прежде всего, потребность в специалистах любого уровня никуда не денется, нужны все: и продвинутые, и «узконишевые» профессионалы, и «джуны». И брать их будут даже с нулем в графе «опыт».

Сегодня, чтобы тебя заметили, нужно приложить больше усилий, например, показать свой вклад в реализации успешного проекта. Даже если он будет небольшой или «сырой». А еще на собеседованиях оценивают энтузиазм, самостоятельность и заинтересованность специалиста в своей карьере.

Взять процесс в свои руки

Один из логически возникающих вопросов в свете всего происходящего — не пришло ли время ИТ-компаниям самостоятельно организовывать процесс обучения специалистов, растить сотрудников, чтобы заместить недостающих сотрудников на более высоких позициях или компенсировать недостающие скиллы.

«Игра в долгую» — обучение внутри компании — длительный и трудоемкий процесс. Зависит от многих факторов: наличия профильных специалистов внутри компании, достаточной мотивации сотрудников проходить обучение, выстроенной системы обучения в рамках компании и т.д.

Не так давно мы наблюдали расцвет сотрудничества ИТ-бизнеса с курсами и вузами. Однако сегодня и тут может произойти спад: у многих компаний стало меньше финансовых возможностей для подобного рода инициатив.

Так что же мы ждем от 2023 года?

В 2023 году усилия компаний, кроме поиска персонала, во многом будут направлены на удержание существующих команд и увеличение их эффективности, вне зависимости от того, остались ли специалисты в стране или выбрали релокацию.

Спад на рынке должен смениться возобновлением активности. Но спрогнозировать, какие специальности будут наиболее востребованы в долгосрочной перспективе, сложно, так как в последнее время рынок труда наблюдает периодические всплески «популярности» специалистов того или иного направления (например, сейчас резко вырос спрос в сферах продаж и ритейла).

Источник: Юлия Лукеча, ведущий специалист по работе с персоналом компании Linxdatacenter