24 апреля 2023 г.

Окончание. Начало тут

Демо-зоны: интерес растет, форматы развиваются

Познакомиться с широкими возможностями «умного дома», которые пока все же редкость даже у москвичей, можно в демо-зонах. Одним из пионеров такого формата было, например, «умное пространство Xiaomi», открытое совместно вендором с «Марвел-Дистрибуция» еще в середине позапрошлого года.

В апреле свой демо-зал открыл diHouse PRO: на площади в 225 кв. м представлены демо-зоны: «гостиная», «спальня», «кабинет», «ванная комната», «прихожая и даже «зимний сад» (с камином!). Однако есть два важных отличия от ранее развернутых аналогичных проектов. Первое состоит в акценте на разнообразных wireless-решениях для освещения — от прикроватных светильников до световых панно, а также светового зонирования (хотя тут же системы наблюдения, «умные замки», кухонная smart-техника и т. д., даже упомянутый камин тоже управляемый). Это предсказуемо: высокий уровень востребованности «умного света» в разных вариантах мы отметили выше. Второе — в доступности проектного подхода к созданию «умного дома»: познакомившись с возможностями в демо-зале, клиент может заказать проект для smart-системы в своем жилище, а интеграционный проект (от дизайна и инжиниринга до поставки оборудования и, если нужно, монтажа) реализуют специалисты компании, говорит Марина Сюникаева, генеральный директор шоу-рума diHouse PRO: «Мы считаем, что беспроводные системы умного освещения и комфортного управления различными системами умного дома — это активно растущий рынок. Мы верим в дальнейшее развитие этого направления и хотим быть его участниками».

Ряд smart-устройств, разумеется, можно приобрести здесь же, в демо-зале — например, компоненты для «умного дома» Xiaomi и Aqara, среди которых множество различных датчиков (метеостанция, датчики протечки воды, утечки газа, задымления, движения и др.), умные розетки, карнизы и электроприводы для штор и т. д. smart-колонки и прочие устройства Sber Devices, VK и «Яндекса» — часть есть на складе компании, наиболее сложные и редкие поставят под заказ.

Экономическая ситуация в стране развивается не по самому лучшему сценарию, россияне начинают все более экономить. Только каждый пятый пока не включил персональный режим экономии, а более 47% жителей России начали экономить на товарах и услугах за последний год, сообщает Retail.ru со ссылкой на исследование «Профи.ру». Сегодня 40% россиян не готовы отказаться от услуг, а если будут вынуждены — в первую очередь станут экономить на услугах фитнес-тренеров (18,7%), бьюти-мастеров (17,8%) и помощи по дому (17,7%). Почти половина считают, что не справятся с этими делами самостоятельно. Однако в «помощи по дому» вполне могут помочь роботы-пылесосы, smart-мультиварки, «умные холодильники» и другие девайсы, которые прекрасно вписываются в концепцию «умного дома»! Как видно, экономическая ситуация для рассматриваемого сегмента является как ингибитором, так и драйвером.

Ассортимент растет, цены снижаются

Отметим высокую востребованность различных девайсов для «умного дома», продажи которых растут ударными темпами. Пример — проникновение в столице, где «умные колонки» за прошлый год нарастили «install base» в квартирах москвичей на 12 п. п., а умные устройства разных классов в сумме на 15 п. п.!

Вендоры активно откликаются на ситуацию. «МегаФон» уже расширил спектр предложений товаров для «умного дома» на 30% и планирует продолжать этот тренд. «Существенное влияние на спрос оказало снижение средней цены таких устройств на 35%, — отметил Давид Борзилов, директор по продажам „МегаФона“. — Производители стали выпускать экономичные решения за счёт упрощения технических параметров, при этом пользователи получают полноценное устройство для автоматизации домашнего пространства». В качестве примера г-н Борзилов приводит «умные лампы», цены на которые стали практически сопоставимы с обычными светодиодными: если год назад цены в этой категории начинались от 1300 руб., то сейчас новинки можно приобрести за 699 руб.!

Что дальше?

Заметим, что драйверы, стимулирующие рост сегмента «умного дома», продолжают действовать. Определенные ограничения существуют даже на путешествия по РФ, например, ряд аэропортов Юга все еще закрыт, а в остальных популярных направлениях цены продолжают активный рост. Туроператоры говорят, что цены на наступающий сезон вырастут на 10-15%, но на майские праздники они уже подросли на треть, как сообщает «Интерфакс». Выраженных ингибиторов для сегмента пока не видно, даже общая экономическая ситуация при всей свой сложности может драйверить этот рынок (см. врезку).

Однако быстро растет и смежный сегмент — «умные здания». Тут рост интереса к внедрению IT/IoT-решений имеет дополнительные драйверы — наряду с ростом комфорта это обеспечивает существенную экономию затрат на обслуживание зданий — но об этом мы поговорим отдельно.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News