15 мая 2023 г.

Информационный бизнес — отдельное направление в предпринимательской сфере, где люди зарабатывают, предлагая свои знания в виде курсов, вебинаров, мастер-классов, онлайн-марафонов и других обучающих форматов. После громких новостей, связанных с налогообложением доходов инфобизнесменов, авторов нашумевших онлайн-марафонов Авито Работа провела исследование и выяснила, как изменилось отношение россиян к инфопродуктам, готовы ли они их покупать и по какой цене.

  • 43% россиян не готовы участвовать ни в платных, ни в бесплатных онлайн-марафонах.
  • 26% опрошенных лояльны к инфопродуктам, 44% — равнодушны, 30% — настроены негативно.
  • 32% мужчин отрицательно относятся к онлайн-марафонам, 42% — равнодушны, 22% — заявили о позитивном отношении.
  • 25% мужчин и 20% женщин отметили, что их отношение к онлайн-марафонам ухудшилось в последнее время. Наибольшее количество (35%) тех, кто стал хуже относиться к марафонам, относятся к возрастной группе 65+.
  • Среди женщин 22% заявили о негативном отношении к онлайн-марафонам, 45% относятся нейтрально, 29% — позитивно.
  • 37% респондентов принимали участие в онлайн-марафонах на разные темы ранее.
  • 53% из числа сообщивших, что они ранее присоединялись к онлайн-марафонам, участвовали в бесплатных версиях инфопродуктов. Число готовых и далее принимать участие в бесплатных онлайн-марафонах снизилось до 51%.
  • 27% хотя бы раз потратили на онлайн-марафон 100 000 рублей. 10% пробовали инфопродукты стоимостью до 10 000 рублей.

Готовность лично участвовать

Готовность россиян к участию в онлайн-марафонах снизилась за последний месяц — участвовать как в платных, так и в бесплатных марафонах по итогам опроса не готовы 43% респондентов (на 4 процентных пункта больше, чем месяцем ранее). В ходе исследования респондентов опрашивали об отношении к марафонам из всех возможных сфер: саморазвитие, профессиональный рост, запуск и развитие бизнеса, отношения в семье и партнером, фитнес и здоровье, кулинария и других.

Отношение к инфобизнесу

26% россиян в ходе опроса, проведённого платформой Авито Работа, заявили о лояльном отношении к информационному бизнесу. Ещё 44% респондентов высказались нейтрально. 30% заявили об отрицательном отношении к онлайн-марафонам. При этом более негативно к инфобизнесу настроены мужчины (32%), чем женщины (22%), и старшее поколение 65+ (45%) по сравнению с молодёжью.

37% опрошенных уже успели поучаствовать в различных мероприятиях: вебинарах, обучающих курсах, мастер-классах и онлайн-марафонах от частных лиц. И больше половины из них остались довольны этим опытом, особенно молодая аудитория до 34 лет.

Среди главных причин, почему они не участвуют в таких обучающих проектах, 44% респондентов отметили недоверие к частным организаторам и 28% — желание иметь дело только с компаниями (юридическими лицами). О высокой стоимости мероприятий заявили 19% опрошенных, 18% не могут найти для этого времени, а 16% — не видят интересные для себя темы.

Клинический психолог, член Санкт-Петербургской организации транзактного анализа Марина Арапиди советует потенциальным участникам обучающих онлайн-марафонов обращать внимание на образование, личность и профессиональный опыт ведущих: «Инфобизнесмены говорят убедительно, вдохновляют аудиторию, поддерживают своих клиентов и создают иллюзию близости. Они внушают веру в то, что ты сможешь так же, как и я, я тебя научу. Это послание аудитории — „я слышу твою боль и я научу тебя с ней успешно справляться“. Люди, которые сомневаются в себе, не имеют своей точки зрения, находятся в перманентном поиске авторитета. На языке транзактного анализа — Внутренний Ребенок ищет Заботливого Родителя.

Многочисленная аудитория также немаловажный фактор, влияющий на решение многих людей присоединяться к онлайн-марафонам. Если пошел на курс Петя, а ещё много Иванов и Марий, даже лично тебе не знакомых, значит, блогеру можно доверять. Дональд Винникотт считал способность к одиночеству одним из важных признаков эмоциональной зрелости. Я бы добавила, что способность принимать самостоятельные решения в одиночку, это тоже про зрелость. Зрелые люди не инфантильны и не наивны, при этом они умеют доверять.

Я убеждена, что доверять автору марафона можно в том случае, если он осознает и берет на себя полную ответственность за свое имя, как знак качества. Ответственность же аудитории — задавать себе вопросы о том, куда, к кому и зачем я иду, и отвечать на них, не отмахиваясь от неудобных мыслей или недостатка информации».

Какие курсы вызывают интерес

По мнению 38% респондентов, лучше всего формат онлайн-марафонов подходит для саморазвития. Это важнейшая ниша для всех возрастных групп, кроме старшей, представители которой предпочитают кулинарную тематику.

Топ-5 наиболее востребованных сфер онлайн-марафонов:

Тема

Число голосов

Саморазвитие

38%

Кулинария

15%

Профессиональный рост

12%

Запуск и развитие бизнеса

10%

Об отношениях в семье и с партнерами

8%

Фитнес и здоровье

6,8%

При этом аудитория до 35 лет проявляет чуть больше интереса к профессиональным и бизнес-марафонам. А среднему поколению ближе направление профессионального развития, чем бизнеса.

Марафоны об отношениях в семье и с партнерами наименее привлекательны для участников 18-24 лет и опрошенных в возрасте 35–44 лет. Для респондентов 45–54 лет эта тема вновь становится более актуальна, чем бизнес и фитнес.

Между тем, часть респондентов готова также попробовать себя в роли инфобизнесменов. Так, найти применение в этой сфере хотели бы 30% опрошенных, среди которых выше доля женщин и молодёжи. Наиболее подходящими для организации инфобизнеса направлениями респонденты назвали темы, связанные с конкретной профессией (35%), и о личностном росте и саморазвитии (32%).

Сколько готовы платить за онлайн-марафоны

53% из тех, кто уже имеет опыт участия в онлайн-марафонах, сообщили, что вообще не платили за обучение, то есть участвовали в бесплатных версиях инфопродуктов. А сумму более 100 000 рублей хотя бы раз потратили 27% респондентов. Каждый десятый побывал на мероприятии стоимостью до 10 000 рублей.

Примерно так же распределились доли респондентов при ответе на вопрос о том, сколько денег они готовы потратить, если будут принимать участие в онлайн-марафоне. 28% могут отдать за это свыше 100 000 рублей, 9% опрошенных — не более 10 000 рублей, 43,6% совсем не планируют оплачивать подобные курсы. 29,1% не намерены вообще участвовать в проектах инфобизнесменов.

Самый большой вклад в популярность онлайн-марафонов стоимостью свыше 100 000 рублей делают представители старшего поколения — 33%, а бесплатных — молодёжь (39%).

Онлайн-опрос проведен в мае 2023 года, в нём приняли участие 10 000 респондентов старше 18 лет из разных регионов России.

Источник: Пресс-служба компании Авито