23 августа 2023 г.

Владимир Шашков

Начиная со времен пандемии EdTech-рынок только и делал, что вставал «на новые рельсы»: спрос на соответствующие продукты то рос, то падал, а нюансы деятельности компаний этого сектора постоянно корректировались еще и под влиянием решений властей. Как все уже оставшиеся в прошлом и еще продолжающиеся «пертурбации» сказались на российском EdTech и насколько сильно рынок оказался подвержен влиянию санкций, разбираемся вместе с экспертом в области применения цифровых технологий в обучении, сооснователем, директором по продуктам компании Inlearno Владимиром Шашковым.

Ситуация на рынке EdTech

В сети можно встретить рассуждения о том, что пандемия подстегнула развитие сферы EdTech, теперь же этот рынок «провалился» в кризис. Рассуждения эти дилетантские.

Пандемия для Edtech-продуктов действительно послужила катализатором, ведь в это время почти все участники образовательного процесса вынуждены были пользоваться теми или иными сервисами и платформами. Эта ситуация фактически помогла снизить затраты на маркетинг и привлечение пользователей. Большинство EdTech-продуктов испытывали серьезные нагрузки, на которые не были рассчитаны, но и с этим научились работать довольно быстро. Современные инфраструктурные решения позволяют оперативно проводить горизонтальное и вертикальное масштабирование, стоимость «железа» относительно не высока. Результат выражался и в росте доходов: если сравнивать показатели выручки за 2019 и 2020 годы, то в среднем прибыль компаний из топ-30 выросла в 2 раза.

Однако и сейчас рынок EdTech продолжает расти. Да, есть определенные проблемы. Через 2 года после пандемии Россия столкнулась с санкциями; теперь технологии и «железо» подорожали, появились трудности с поставками комплектующих. Кроме того, важным вопросом была и остается защита персональных данных, увеличилось количество атак на российские сервисы. Требования по защите персональных данных и необходимость использования ПО, входящего в реестр российского программного обеспечения, снижает гибкость сервисов и платформ при горизонтальном и вертикальном масштабировании.

Однако рост этого сектора описанные обстоятельства не остановили. На Edtech-рынке в России есть конкуренция, как в коммерческих сервисах, так и в государственных, это заставляет разработчиков развивать свои продукты. Подтверждается рост и изменениями в показателях прибыли: если сравнить выручку за 2020 и 2022, то компании выросли примерно в 3 раза по объему выручки.

Так, например, мы разрабатываем государственные информационные системы в сфере дополнительного образования — маркетплейсы, на которых родители и дети выбирают кружки и секции. Во время пандемии мы разработали модуль дистанционного обучения, чтобы большинство кружков и секций продолжали работать. В текущих условиях серверная инфраструктура подорожала, пришлось отказаться от зарубежного программного обеспечения и зарубежных сервисов. Но мы нашли альтернативные российские продукты, не все из них пока могут конкурировать с зарубежными аналогами, но в целом справляются со своими задачами. Распространена также практика использования open source разработок, на которые «вешают» российский лейбл. Она не нова, правда, развитие подобных продуктов начинает отставать от мировых стандартов из-за ограниченных ресурсов разработки и требований российского законодательства в сфере защиты персональных данных.

Многие сегодня говорят и о негативном влиянии на рынок EdTech запрета на ведение рекламных кампаний в западных соцсетях. Конечно, рекламные площадки с большим охватом аудитории становятся менее доступными, но спрос на услуги EdTech-сервисов остается высоким, просто инструменты продвижения стали другими: контекстная реклама, реклама в российских социальных сетях, коллаборация с государственными органами власти, офлайн-каналы.

Главные тренды: что правда, а что фейк?

В информационном поле сегодня различными экспертами выделяются несколько основных тенденций. Давайте вместе разбираться, насколько реалистичны эти представления о происходящем.

«Российский EdTech находится в фазе активной экспансии на международный рынок»

Сервисы и услуги в электронном виде в России находятся по объему, охвату и качеству в мировых лидерах, в рамках национального проекта «Цифровая экономика РФ» развиваются следующие направления:

  • «Нормативное регулирование цифровой среды»
  • «Кадры для цифровой экономики»
  • «Информационная инфраструктура»
  • «Информационная безопасность»
  • «Цифровые технологии»
  • «Цифровое государственное управление»
  • «Искусственный интеллект»
  • «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли»
  • «Обеспечение доступа в Интернет за счет развития спутниковой связи».

Основной задачей национального проекта является цифровизация всех отраслей и принятие решений на основе данных.

Многие коммерческие EdTech проекты тесно сотрудничают с государством и выходят на международный рынок, в первую очередь в страны бывшего СНГ, где есть похожая образовательная система, адаптация под локальные рынки проходит проще, плюс налажены тесные связи между государствами.

Например, в 2022 году прошла «Цифровая прокачка» в Узбекистане, которую организовала АНО «Цифровая экономика». Кроме этого есть примеры, когда разработчики дневниковых систем для управления сферой общего образования выходят на международный рынок со своими решениями.

Много внимания уделяется рынкам Индии и Юго-Восточной Азии, так как они считаются перспективными для онлайн-образования. Однако EdTech-компании, входящие на эти рынки, должны быть готовыми к существенной адаптации своих решений с учетом культурных и социальных привычек и особенностей. Важно быть готовыми и к смене финансовой модели.

«Продолжится консолидация рынка. Бигтехи и крупные EdTech-компании будут выходить в новые вертикали через поглощения»

Как и в любой другой отрасли, консолидация рынка в образовательной сфере — не исключение. За последние годы крупные EdTech компании развиваются и горизонтально, и вертикально. С 2022 года с учетом внешнеполитической повестки российские EdTech-компании покупают иностранные бизнесы, которые уходят из России. Например, Skyeng купил сервис онлайн школы маркетинга и дизайна Qacademy. Есть и примеры поглощений на внутреннем рынке. VK через покупку долей вошли в 8 крупных EdTech-проектов:

  • Skillbox
  • GeekBrains
  • SkillFactory
  • «Тетрика»
  • «Умскул»
  • «Учи.ру»
  • «ЯКласс»
  • «Алгоритмика».

«Сотрудничество крупных EdTech-компаний с государством создаст для рынка новые точки роста»

Запрос государства на развитие образовательных сервисов также растет. Создана и развивается Федеральная государственная информационная система «Моя школа», которая является развитием начатого еще в 2018 году проекта «Цифровая образовательная среда». Издательство «Просвещение» помимо бумажных учебных пособий развивает и свои EdTech-сервисы — например, тренажеры по всем школьным предметам для всех классов. Компания также выходит на рынок на EdTech-рынок через покупку готовых решений и сервисов.

«Маркетплейсы и агрегаторы становятся важным этапом пользовательского пути при выборе онлайн-курсов»

Несколько лет назад началась эпоха маркетплейсов. Разработчики консолидировали на одной площадке предложения тысяч поставщиков. Потребителям удобно на одном ресурсе выбирать предложения, используя привычные инструменты поиска, фильтрации, сравнения по отзывам и цене.

2-3 года назад маркетплейсы начали эволюционировать в экосистемы, когда маркетплейс является лишь частью нескольких связанных и дополняющих друг друга сервисов. Например, маркетплейсы в сфере дополнительного образования — навигаторы дополнительного образования объединяются с сервисами профориентации, дистанционного обучения, цифрового образовательного контента, платформами центров опережающей профессиональной подготовки, тем самым;

  • обеспечивая связанность и обогащение данных о пользователях для более качественного подбора предложений,
  • учитывая образовательную траекторию,
  • следуя принципам long life learning проводя своего пользователя от детского возраста до профессиональной карьеры.

«Нелинейное обучение для аудитории с разным бэкграундом — зарождающийся стандарт сегмента»

Попытки выстраивания индивидуальной образовательной траектории появились несколько лет назад, но для качественного результата требуется большое количество данных. На это способны пока только крупные игроки. И то до сих пор, на мой взгляд, не набрана релевантная база знаний для качественного построения образовательной траектории с помощью машинных алгоритмов, пока еще это остается уделом менторов и тьюторов.

Хотелось бы видеть отечественные EdTech сервисы в лидерах по выручке и пользователям на международном рынке. К сожалению, сейчас это вопрос не только технический, но и социальный и экономический.

Внутренний рынок и спрос на качественные образовательные сервисы еще не исчерпаны. Надеюсь, продукты продолжат развиваться, интегрироваться и станут еще полезнее для обучающихся.

Источник: Владимир Шашков, сооснователь, директор по продуктам компании Inlearno