17 января 2024 г.

Дата-центры стали рассматривать много шире, чем один из элементов корпоративной ИТ-инфраструктуры, пусть крупный, важный и сложный, но интересующий лишь CIO и прочих «айтишников» разных рангов. В сегменте, в его восприятии и во взаимодействии с другими составляющими экономике произошли существенные изменения.

Предварительные итоги: рост продолжается...

Национальный сегмент дата-центров со стороны ежегодно растет на 10-15%, положительную динамику обеспечивают в основном финансовый сектор и крупные корпорации, в частности, из энергетического сектора. Об этом сообщает «Независимая газета» со ссылкой на участников рынка, признавая, что рост по итогам 2023 г. будет больше — порядка 20%. Но есть и более оптимистичные оценки по росту рынка в 2023 г.

Важно, что тренд на перенос инфраструктуры в ЦОДы сохранен. Отказ от обслуживания российских клиентов в «облаках» глобальных дата-центров, уход Microsoft Azure и Amazon Web Services, свернувших техническое сотрудничество с локальными операторами, и другие элементы санкционной политики не повлияли на тренд. Перенос за пределы предприятий ядра ИТ-инфраструктуры и даже бизнес-чувствительных сервисов успешно продолжается по причине технологичности и экономической эффективности. В прошлом году это было видно в краткосрочной перспективе, в этом уже можно говорить о перспективе долгосрочной.

Однако развитие «on-premise» решений в российских условиях тоже идет довльно активно. В чем причина?

...но дефицит остается

Российский рынок продолжает испытывать острый дефицит стоек в дата-центрах современного уровня. Это обстоятельство приводит к необходимости развития «on-premise» площадок, хотя это зачастую негативно влияет на бизнес-показатели, вынуждая заказчиков прибегать к недостаточно эффективному использованию средств на развитие инфраструктуры.

ЦОД, предоставляющий высоконадежную «обвязку» для размещения ядра инфраструктуры, играет ключевую роль в обеспечении бесперебойной работы всех процессов в компании или в госучреждении. Но если вариант с размещением в ЦОДе по какой-либо причине недоступен — поблизости отсутствуют свободные стойки в нужном количестве или дата-центров нет вообще — компаниям приходится возводить собственные серверные или даже локальные ЦОДы.

Процесс создания собственного локального ЦОДа сложный и затратный, так как требует профильных инженерных компетенций и, как минимум, доступа к специфическому оборудованию, которое даже выбрать непросто, не говоря уже о приобретении и дальнейшем обслуживании.

«Оборудование в ЦОДе имеет огромное количество ресурсных компонентов, которые необходимо своевременно менять, следить за состоянием всего парка и регулярно его обслуживать, — подчеркивает Сергей Пауков, директор департамента инженерных и мультимедийных систем в компании КРОК.

Какие наиболее интересные моменты в развитии «облаков» следует отметить по итогам года?

1. Сегмент ЦОДы в поле пристального внимания государства. Важность дата-центров как ключевых объектов для обеспечения работы национального ИТ-рельефа прекрасно осознают российские государственные органы (заметим, не только российские — см. врезку). Темы дата-центров касаются как при развитии регуляторики, так и при стратегическом планировании.

Например, Минцифры, определяя направления развития отрасли связи до 2035 г., закладывает в планы снижение издержек операторов связи и ЦОДов (за счет упрощения доступа в МКД, льгот на подключение объектов связи к электричеству и т. д.) наряду с созданием цифрового кодекса. Это показывает, как государство создает протекционистские меры для индустрии.

Другой пример: в декабре Рос­стан­дарт приос­та­новил дей­ствие на­цио­наль­но­го стан­дар­та «Цен­тры об­ра­бот­ки дан­ных. Ин­же­нер­ная ин­фраструк­ту­ра. Клас­си­фика­ция» (ГОСТ Р 70139-2022), который просуществовал чуть больше года — всту­пил в си­лу 1 сен­тяб­ря 2022 г. — и был подвергнут критике круп­ными иг­ро­ками рос­сий­ско­го рын­ка да­та-цен­тров. Это показатель высокой активности в сегменте и гибкости всех участников процесса: не устраивают имеющиеся нормативы — переработаем и примем новый вариант, лучше соответствующий ситуации.

Сингапур намерен изменить законодательство в области «критически важной инфраструктуры»: теперь к ним будут отнесены ЦОДы наряду с правительственными службами, транспортом, системами энергетики, водораспределения (напомним, что собственных источников воды государство не имеет), банковскими и финансовыми сервисами. Это подчеркивает повышенное внимание одной из наиболее развитых стран мира к дата-центрам, стабильная работа которых обеспечивает бесперебойное функционирование многих других систем, от которых зависит жизнь в островном мегаполисе.

Интересно, что важность ЦОДов для развития национального ИТ-рынка понимают в широких кругах. С тезисом о том, что строительство мощных дата-центров в разных регионах выведет российскую ИТ-инфраструктуру на новый уровень, согласно большинство — 56% — опрошенных, по данным исследования компании Art Engineering.

2. ЦОДы — инструмент для обеспечения экономической привлекательности целых регионов. Для российских просторов присутствие дата-центров — важное условие для работы инфраструктур корпоративных заказчиков, ведущих деятельность в регионе. Если свободные мощности дата-центров есть только в соседнем регионе на расстоянии в тысячи километров, то использовать их можно далеко не для всяких задач, поэтому приходится разворачивать собственные решения, что занимает много времени и не всегда выгодно экономически.

«Важно оперативно вводить в эксплуатацию как можно больше новых дата-центров не только для того, чтобы удовлетворять повышенный спрос на услуги ЦОД, но и для того, чтобы у наших заказчиков был географический выбор площадок для размещения своей ИТ-инфраструктуры», — подчеркивает Илья Хала, генеральный директор сети дата-центров 3data.

«Энергоемкие дата-центры должны стать стратегическими площадками для развития передовых технологий внутри страны», — отметил Тимофей Семенов, генеральный директор компании Intelion.

Однако во многих регионах — даже на развитии которых сделан акцент на высшем уровне — ситуация с ЦОДами близка к критической. Пример: арктическая зона. Этот регион, как отметил г-н Семенов, обладает комплексом преимуществ и является уникальным местом для реализации масштабных проектов.

«Принятый три года назад пакет федеральных законов о системе преференций в российской Арктике сделал этот макрорегион крупнейшей в мире экономической зоной с особыми условиями ведения бизнеса, — говорит Владимир Гудков, заместитель директора департамента сопровождения реализации инвестиционных проектов КРДВ. — Она охватывает 9 регионов Арктической зоны РФ и формирует пятую часть доходов федерального бюджета».

Определенная положительная динамика в создании инфраструктуры в регионе присутствует, но пока совсем слабая. Есть проект создания регионального ЦОДа — например, дата-центр в Мурманской области намерена построить компания «Интелион Север», имеющая статус резидента Арктической зоны РФ, в рамках соглашения с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики. Но проект, требующий инвестиций более 1,1 млрд рублей (вместе со стоимостью вычислительного оборудования), пока на стадии реализации. Из действующих площадок — открытый в прошлом году компанией «Ростелеком» новый мурманский ЦОД емкость всего лишь на 20 (!) стоек.

3. ЦОДы — бизнес-инструмент для заказчика, который ряде случаев оказывает серьезное влияние на развитие основного бизнеса компании. Конечно, наличие ЦОДа не оптимизирует бизнес-процессы, но на бизнес- и производственные процессы влияют сервисы, которые «крутятся» на инфраструктуре, размещенной в дата-центре. Если инфраструктура помещена на площадку, у которой проблемы с надежностью — растут риски; если проблемы с расширяемостью — недостаток гибкости приведет к упущенной выгоде и/или избыточным тратам на ИТ.

Варианты по-прежнему могут быть разными. Например, заказчик может разворачивать в ЦОДе собственное оборудование, может — арендованное (в том числе, и у самого ЦОД-оператора — многие представляют такой сервис). Выбор варианта зависит от предпочтений заказчика, которые, в свою очередь, определяют конъюнктура рынка, особенности задач, имеющейся инфраструктуры, корпоративная культура, субъективные предпочтения и ряд других факторов.

Российские ЦОД-операторы в плане маркетинга демонстрируют отрадную гибкость в вариантах взаимодействия с заказчиками. Некоторые предоставляют услуги дата-центра, уже «упаковывая» ее в формате «облака»! Но о коллаборация ЦОД-операторов c cloud-провайдеров и компаниями других специализаций мы поговорим подробней.

Продолжение следует

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News