30 января 2024 г.

Согласно итогам недавнего исследования Quocirca, проведённого среди почти 800 имеющих отношение к ИТ сотрудников различного уровня в США, Франции, Германии и Великобритании, 84% коммерческих предприятий в этих странах планируют в течение наступившего года нарастить вложения в различные инструменты и платформы искусственного интеллекта (ИИ) — поскольку это направление представляется высшему менеджменту компаний заслуживающим самого пристального внимания. Вместе с тем сами работники, которым придётся внедрять новый инструментарий и/или работать с его использованием, настроены в его отношении со значительно меньшим энтузиазмом, — тем меньшим, чем ниже их позиция в пирамиде корпоративных статусов.

Два мира, два ИИ

Исследователи выделили две основные группы респондентов, условно начальство и подчинённых. В актуальной англоязычной терминологии первых называют обычно «работники головой», knowledge workers, — этот термин с конца 1950-х постепенно вытесняет классическое определение «белого воротничка», акцентируя внимание на том, что современные занятые умственным трудом сотрудники всё чаще не повторяют на рабочих местах однажды заученные процедуры и схемы (что было характерно прежде для клерков, бухгалтеров, даже многих администраторов), но вынуждены творчески и с привлечением непрерывно пополняемого багажа знаний обрабатывать постоянно растущие объёмы новой информации. К «работникам головой» сегодня относят и инвесторов, и управленцев среднего звена, и бизнес-консультантов.

Руководящее же ИТ-подразделениями компаний начальство аналитики относят к категории «принимающих ИТ-решения», IT decision-makers (ITDMs), выделяя их из общего круга принимающих бизнес-решения (business decision makers, BDMs). Эксперты утверждают — основываясь на ряде исследований, проведённых Juniper, Tech Target и Gartner, — что значимость ITDMs в организациях, даже не специализирующихся на высоких технологиях, за последние годы существенным образом выросла, так что успешность бизнеса во многом начинает базироваться именно на плодах их трудов. И хотя стратегические решения, как и общее перспективное планирование путей развития компании, по-прежнему остаются за BDMs, принимающие ИТ-решения управленцы играют первую скрипку в деле анализа текущей информации и оперирования на тактическом уровне — как раз благодаря находящимся в их непосредственном распоряжении высокотехнологичным (и всё чаще «умным», с привлечением ИИ) инструментам.

Так вот, в отчёте Quocirca указывается на ощутимый разрыв в оценке практических приложений ИИ со стороны начальствующих ITDMs и подчинённых им «работников головой». Если первые в 21% случаев отвечали, что реализуемые в их организациях ИИ-проекты превзошли изначальные ожидания, то среди вторых — на кого, собственно, пришлось воплощение этих проектов в жизнь, — подобную восторженную оценку сделали лишь 8%. Конечные цели две эти группы участников опроса также видят несколько по-разному: для 25% принимающих ИТ-решения и для 36% knowledge workers высший приоритет внедрения ИИ — сокращение производственных издержек.

Надежды и опасения

«Работники головой», таким образом, гораздо активнее приветствуют ослабление (за счёт широкого использования ИИ) информационной нагрузки, — но вместе с тем и острее осознают соответствующие опасности, связанные прежде всего с немалым потенциалом сокращения рабочих мест живых сотрудников, обязанности которых с успехом примут на себя нейросетевые структуры. О своих опасениях в этом плане сообщили 31% респондентов из числа knowledge workers — и только 19% ITDMs. Интересно, что среди причин, по которым ИИ представляется им потенциальной угрозой (как для занимаемой ими позиции, так и для развития компании в целом), подчинённые чаще называли «потерю контроля над принятием бизнес-решений», чем их начальники.

Подчёркивая важность скорейшего сокращения разрыва в восприятии ИИ-инструментов для бизнеса на разных уровнях корпоративной пирамиды, в Quocirca констатируют, что пути назад уже, по сути, нет: 70% опрошенных заявили, что в их организациях такой инструментарий в той или иной форме уже внедрён; 30% — что он будет введён в строй в ближайшие 12 месяцев. При этом, хотя среди различных разновидностей делового ИИ безусловно лидируют наиболее популярные сегодня генеративные модели, их результат (40%) не так уж далёк от второго и третьего мест, — их занимают соответственно системы машинного обучения (32%) и робототехнические решения (robotic process automation, RPA — 31%).

Важнейшими областями практического применения ИИ респонденты назвали ИТ-автоматизацию (34%), кибербезопасность (30%), контроль качества и службу поддержки клиентов (по 29%). По направлениям занятости наиболее горячо новейший ИИ-инструментарий приветствуют обслуживающий ИТ-персонал (48%), ИТ-разработчики (46%) и менеджеры (34%). Если же говорить о причинах беспокойства, то на первом месте у участников опроса в целом — вовсе не боязнь потерять работу из-за машинного разума, а неуверенность в безопасности и конфиденциальности доверенных ему для обработки данных (31% ответов). На втором же по значимости месте, с результатом 28%, — опасения по поводу некорректного принятия решений искусственным разумом.

Респонденты считают, основываясь в том числе на собственном опыте, что важнейшим препятствием для внедрения ИИ на предприятиях остаётся высокая стоимость таких проектов (23%), за которой следуют недостаточная проработанность законодательной базы и нехватка профессионалов необходимой квалификации (по 22%). Лишиться же своего места в организации, не выдержав конкуренции со стороны ИИ, опасаются лишь четверть всех опрошенных.

Quocirca рекомендует предприятиям налаживать более тесное взаимодействие между ИТ-работниками и ИТ-менеджерами по вопросам ИИ, — поскольку очевидный разрыв в оценке ими текущего положения и перспектив может привести к значительным огрехам на этапе реализации принятых и утверждённых проектов. Тот же совет, вне всякого сомнения, окажется полезным и для российских организаций, принимающихся за внедрение платформ искусственного интеллекта, машинного обучения и роботизации в нынешних непростых реалиях.

Источник: Максим Белоус, IT Channel News