8 февраля 2024 г.

Как показало недавнее исследование Gartner, руководители служб юридического сопровождения и комплаенс-контроля больше всего озабочены растущей нехваткой сотрудников с нужными цифровыми навыками. Согласно сентябрьскому опросу 179 руководителей этих служб, для 65% респондентов дефицит таких знаний будет одной из пяти главных проблем в ближайшие два года.

Быстрое внедрение генеративного ИИ в бизнесе и множество новых мер регулирования в сфере цифровых технологий, таких как Digital Markets Act и Директива ePrivacy, требует сочетания цифровых и юридических навыков и знаний в области комплаенс-контроля, которые сейчас в большом дефиците.

«Юротделам и службам комплаенс-контроля, обычно рассматриваемым как помеха на пути к инновации, будет трудно соперничать за такие кадры даже внутри своей организации с подразделениями, предлагающими лучшие возможности карьерного роста и более заманчивую зарплату и бенефиты», — пишет в пресс-релизе Стюарт Строум (Stuart Strome), директор по исследованиям практики Legal, Risk & Compliance в Gartner.

«Руководителям юротделов следует начать разрабатывать свою долгосрочную стратегию кадрового обеспечения, — подчеркивает Строум. — Даже выпускники юридических факультетов не будут обладать всеми востребованными навыками, поэтому необходимо создать возможности для освоения этих навыков — непосредственно в процессе работы или путем дополнительной подготовки в учебных заведениях».

Что касается цифровых навыков, юротделы сталкиваются с двумя основными проблемами. Во-первых, юристы не спешат включать новые технологии в свои рабочие процессы, особенно если это требует больших изменений в их работе. Сталкиваясь с требованием повысить продуктивность, руководители юротделов должны обеспечить, чтобы эти инструменты работали, как заявлено, а сотрудники имели необходимую подготовку для их использования.

Во-вторых, Регламент ЕС об искусственном интеллекте и недавний Указ Президента США касательно ИИ содержат новые требования минимизировать риски предвзятости и интерпретируемости ИИ-моделей.

«Руководители юротделов должны быть в состоянии донести эти требования до деловых партнеров и иметь достаточный уровень технических знаний, чтобы понимать, обеспечат ли принимаемые в их компании меры соблюдение нормативных требований», — пишет Строум.

Эксперты Gartner указали четыре главные области, где недостаток цифровых навыков негативно скажется на работе служб юридического сопровождения и комплаенс-контроля.

Стратегия управления кадровыми ресурсами

По целому ряду востребованных направлений юротделы просто не смогут нанять сотрудников со всеми нужными им навыками в сфере цифровых технологий. Руководителям придется искать компромиссы, беря на работу тех, кому раньше они бы отказали (например, с недостатком опыта).

«В долгосрочной перспективе юротделы должны обеспечить свою привлекательность для кандидатов с востребованными навыками, — указывает Строум. — Соперничество за этих специалистов нарастает, и руководителям юротделов нужно будет взаимодействовать с HR, чтобы выработать стратегию рекрутмента нужных специалистов и привлекательное для них ценностное предложение».

Обучение собственных сотрудников

Некоторые цифровые навыки можно развивать без отрыва от работы, вводя специальные программы обучения, используя сторонние курсы или привлекая сторонних консультантов. Вместо поиска «готовых» специалистов следует повышать квалификацию существующего персонала, что поможет устранить многие пробелы.

Привлечение внутренних ресурсов

В других подразделениях компании — ИТ, информационной безопасности, аналитики данных — скорее всего, уже есть сотрудники с цифровыми навыками и опытом, требуемыми юротделу.

«Когда юридический отдел и комплаенс-контроль рассматриваются как помеха, другие отделы могут неохотно делиться ресурсами, — поясняет Строум. — Чтобы дотянуться до этих ресурсов, руководители юротделов должны избавить коллег от такого представления и искать взаимовыгодные возможности делиться имеющимися навыками и опытом».

Переложите работу на сторонние юрфирмы

Поскольку примерно половина юридической работы обычно передается сторонним поставщикам юридических услуг, в случае, если выработка нужных цифровых навыков внутри отдела слишком затратна, имеет смысл передать на сторону именно ту работу, которая требует таких навыков. Это тем более оправдано, когда нормативные акты требуют глубокого знания цифровых технологий, чтобы понять суть требований и обеспечить исполнение.

Источник: Пресс-служба компании Gartner