27 февраля 2024 г.

Александр Бочкин

В последние годы технология Process Mining набирает обороты в России, становясь важным инструментом в арсенале крупных компаний. Этот метод анализа позволяет извлекать и визуализировать данные о своих внутренних процессах, превращая их в ценные инсайты для оптимизации и инноваций. Сейчас, в начале 2024 мы видим, как Process Mining эволюционирует, предлагая новые возможности для анализа и управления бизнес-процессами.

Преимущества технологии

Технология Process Mining предоставляет целый ряд преимуществ, делающих её незаменимым инструментом для бизнеса. Среди них можно выделить:

  • совершенствование процессного управления: технология даёт полное понимание всех бизнес-процессов в организации, позволяя менеджерам более эффективно управлять и оптимизировать их;

  • быстрая диагностика проблем: Process Mining позволяет быстро выявлять проблемы и несоответствия регламентам в процессах, что сокращает время, необходимое для их разрешения;

  • автоматизация и стандартизация процессов: процессная аналитика способствует автоматизации рутинных задач и стандартизации процессов, что повышает общую эффективность бизнеса;

  • поддержка принятия решений на основе данных: Process Mining предоставляет данные, необходимые для обоснованного принятия решений, помогая управлять изменениями и планировать будущие затраты или инвестиции;

  • сокращение операционных затрат: эффективная оптимизация и автоматизация процессов приводят к существенному сокращению операционных затрат;

  • повышение уровня удовлетворённости клиентов: оптимизированные и хорошо управляемые процессы без ошибок человеческого фактора приводят к более высокому качеству обслуживания клиентов и, как следствие, к повышению их удовлетворённости.

Рост популярности технологии в России

Если в 2019 году, например, были известны лишь несколько кейсов, то спустя 5 лет всё больше российских компаний раскрывают детали применения технологии Process Mining — от факторинговых компаний до крупнейших металлургических предприятий. Рассмотрим несколько примеров применения:

  • Финансовый сектор: крупные банки и финансовые учреждения используют Process Mining для анализа и оптимизации процессов кредитования и обработки платежей. Например, один из ведущих российских банков применил эту технологию и обнаружил дополнительную прибыль в размере 200 млн. руб. Другая финансовая структура, исследуя выдачу потребительских кредитов, смогла восстановить все сценарии фактического выполнения процесса, выяснить, на каких конкретно этапах клиент не доходил до выдачи кредита, рассчитать резерв времени и определить точки дальнейшей оптимизации. ;

  • Розничная торговля: крупные ритейлеры используют Process Mining для анализа и улучшения логистических и складских операций. Это приводит к сокращению времени доставки товаров и улучшению уровня запасов, что важно для обеспечения высокого уровня удовлетворённости клиентов. Один из известных кейсов применения процессной аналитики связан с анализом соответствия бизнес-процессов нормативам;

  • Телекоммуникации: телеком-компании используют Process Mining для анализа процессов обслуживания клиентов и управления сетью, что помогает повысить качество связи и уровень обслуживания. Крупная компания из ТОП-5 по стране смогла полностью оцифровать процесс сервисного обслуживания и сократить трудозатраты в контакт-центре на 86 000 часов;

  • Промышленность: предприятия применяют процессную аналитику, например, для анализа данных производственных процессов, выявления неэффективностей и оптимизации работы оборудования. Это повышает эффективность производства, сокращает расходы и улучшает качество продукции. Одна из крупнейших промышленных компаний России реализовала крупный проект по созданию цифрового двойника и моделированию процесса закупок на основе Process Mining. Это позволило определять отклонения в сценариях выполнения процесса и быстро принимать решения по возникающим ситуациям.

Тренды процессной аналитики

Активно идёт масштабирование проектов в проде — расширяются уже действующие проекты и стартуют новые, всё больше кейсов в «нестандартных» для технологии сферах типа фармацевтики и строительства, появляются центры развития компетенций по Process Mining.

Однако есть тонкий момент: «классической» процессной аналитики, которая работает с логами из корпоративных информационных систем, бизнесу становится мало. Зарубежные эксперты в числе трендов Process Mining на текущий год выделяют:

  • интеграцию искусственного интеллекта и машинного обучения для повышения возможностей анализа процессов и обратное — использование анализа процессов для улучшения работы ИИ;

  • гибридный искусственный интеллект, где человек и машина работают вместе, сохраняя при этом человека в качестве ключевого элемента управления и принятия решений;

  • мультипроцессную аналитику, значительно расширяющую возможности глубинного анализа процессов за счёт фиксации взаимодействий между системами и оценки влияния процессов друг на друга.

Всё это указывает на углубление интеграции технологических инноваций в управление бизнес-процессами, акцент на гибридное взаимодействие человека и машины и расширение применения анализа процессов в новых областях.

Однако основным трендом именно для нашей страны я вижу больше мультипроцессную аналитику. Почему?

В 2024 году на передний план выходит концепция мультипроцессной аналитики (МПА). Это означает, что Process Mining не просто анализирует отдельные процессы, а фокусируется на взаимосвязанных объектах и событиях. В отличие от традиционного процессного анализа, где события ассоциируются с конкретными случаями, МПА позволяет комплексно рассматривать процессы, связывая события с множеством объектов. Это приводит к более точному отображению выполнения процессов, упрощает анализ взаимосвязей между различными процессами и объектами, уменьшает количество необходимых операций по извлечению данных и повышает эффективность анализа. Получить полное и детальное представление о деятельности компании и найти новые пути для её оптимизации станет намного проще.

Заключение

Process Mining — это мощный инструмент, который продолжает эволюционировать. В 2024 году его роль в управлении бизнес-процессами станет ещё более значимой. Российские компании, внедряющие эту технологию, получают значительное конкурентное преимущество, улучшают эффективность своих процессов и повышают уровень удовлетворенности клиентов.

Источник: Александр Бочкин, генеральный директор «Инфомаксимум»