18 марта 2024 г.

По итогам 2023 года индекс цифровой грамотности россиян, согласно исследованию аналитического центра НАФИ, составил 71 п. п., что на 4 п. п. больше , чем в 2022 г. Динамика наблюдений показывает, что рост цифровых компетенций россиян, который шел по нарастающей с 2018 до 2022 год, в 2023 году приостановился. Несмотря на то, что население уверенно идет по пути цифровизации, большую тревогу у аналитиков вызывают навыки безопасного поведения пользователей в цифровой среде. И речь не только об утечке данных или финансовых потерях, но и о «цифровой гигиене», рисках по отношению к собственной личности.

Движение по пути цифровизации глобальное. Наряду с цифровыми навыками от сотрудников требуется и цифровое мышление. Эксперты любят цитировать одного из основателей концепции «евангелизма» в высокотехнологичном бизнесе Гая Кавасаки: «Мыслить в цифровом формате означает использовать технологии с целью получения реальной картины».
Считается, что к базовым цифровым компетенциям относятся такие критерии как:

  • проактивная позиция;
  • готовность меняться вместе с меняющимся миром;
  • установка на использование цифровых технологий при создании продуктов, услуг, процессов;
  • мышление от задачи пользователя, клиента;
  • следование этическим стандартам цифровой эпохи и т. п.

Кроме того, от работников компаний, вставших на путь цифровизации, требуется умение управлять своим вниманием. Цифровая среда предполагает работу с колоссальным объем информации, поэтому для сотрудников одним из важнейших стало умение работать с большими массивами данных, критически относиться ко входящей информации и уметь отделить нужное от «цифрового шума». Еще одна важная к характеристика цифрового мышления — кросс-дисциплинарность. Для решения задач требуется, чтобы сотрудник обладал экспертизой сразу в нескольких областях. Ставка на узкоспециализированных профи, так популярная еще совсем недавно, сегодня подвергается существенной корректировке. Все чаще от работников требуется использование так называемого дизайн-мышления*, которое сочетает как творческий, так и аналитический подходы к решению задач, по сути являясь синтезом многих дисциплин. В основе дизайн-мышления лежат три принципа: эмпатия (умение поставить себя на место другого человека, понять его чувства и эмоции), широта мышления (способность охватить проблему и в целом, и во всех возможных деталях), эксперименты (готовность пробовать, ошибаться и пробовать снова).

Особенности цифрового мышления давно стали предметом изучения ученых. Одним из первых, кто поставил вопрос об изменениях культуры и психологии человека под влиянием компьютерных технологий, был немецкий философ и учёный-экономист Петер Козловски. Еще в конце прошлого века в своей работе «История постмодерна» он обратил внимание на проблему «технизации сознания». Тогда речь шла об опасности размывания граней между виртуальным и реальным, серьезным и игровым, нормой и патологией.

Позитивные и негативные эффекты цифровизации

Процессы цифровизации, которые идут во всех сферах и слоях общества, уже мало похожи на игру. Речь скорее идет о новых принципах организации работы. И, как любое новое явление, имеют свои позитивные и негативные эффекты. К позитивным как правило относят переход на электронные формы представления информации, которые позволяют «повысить качество сохранения, доступности получения и скорости передачи разнообразных данных, снизив тем самым уровень бюрократизации экономики и общества, достичь повышения производительности труда, нового уровня организации производства, предоставления товаров и услуг, благополучия и материального благосостояния населения и др.. К негативным эффектам цифровизации причисляют дегуманизацию и обезличивание общества, непозволительно глубокое проникновение государства в частную жизнь человека, угрозу массового сокращения рабочих мест, снижение экологичности жизни человека, подвергнувшегося не свойственным его биологическому виду воздействиям, угрожающе отражающимся на физиологии и психике»**.

Психологи уверяют: механизм влияния применяемых цифровых технологий на наши определения «хорошего» и «плохого» в организационном взаимодействии сотрудников уже прослеживается. Декан факультета психологии, заведующий кафедрой психологии труда и организационной психологии Анатолий Карпов в работе «Метакогнитивная регуляция информационной деятельности» использует запоминающийся термин «5G мышление». Такое мышление развивается в процессе копирования человеком компьютерных (машинных) процессов в результате длительного взаимодействия с различными электронными девайсами. Процесс работы компьютера является скоростным и формальным. И человек (сотрудник), принявший такую модель поведения, не ставит перед собой задачи глубокого осознания сути происходящего, необходимости помещения принимаемого решения в более широкий исторический и фактологический контекст, соотнесения своих действий с какими-то этическими или моральными критериями. Если с формальной точки зрения все «правильно», то остальное (содержательное, «отношенческое») не будет принято в расчет.

Однако, если подобные действия, совершаемые «машинами» в рамках компьютерного взаимодействия, могут признаваться (ими же) корректными, то аналогичное поведение «обученного» машиной человека может вызвать резкое неприятие со стороны других. Психологи уверяют: последствием подобного влияния цифровизации на этико-смысловую составляющую организационной культуры является рост ошибок во взаимодействии и, соответственно, конфликтов между участниками организационно-управленческого взаимодействия.

По словам психолога Людмилы Аксеновской, концепция «5G мышления» А. Карпова объясняет психологические механизмы и последствия «технизации сознания» сотрудников организаций «на уровне процессов мышления, связанных с „пропуском рефлексивных пауз“, характерных для мыслительного процесса в норме»: «Безусловно, такие изменения в мышлении отдельного человека неизбежно окажут влияние и на взаимодействие группы сотрудников, спровоцировав аномию, ошибки и конфликты. Проблемные аспекты цифровизации в организациях могут привести к общему ослаблению ценностей, норм и правил культуры, в том числе, за счет их неприменения, ослаблению корпоративной идентичности сотрудников и усилении текучести кадров, разрушению системы управления за счет снижения рисков для сотрудников, связанных с невыполнением распоряжений руководителя».

Одна из наиболее обсуждаемых проблем влияния цифровизации на мышление и поведение сотрудников резко проявилась в пандемию. Речь идет о массовом переходе на «удаленку». Формулировка «я живу на работе» из метафоры превратилась в реальность. По оценкам Людмилы Аксеновской, «работа, целиком и полностью построенная на использовании компьютера и других электронных инструментов, особенно при работе на удаленных рабочих местах, размывает рамки рабочего времени. Переработки влекут за собой переутомление и эмоциональное выгорание, что снижает производительность труда и его качество».

Влияние цифрового мира проявляется и в возникновении новых страхов. Номофобия (страх остаться без телефона), страх репутационных потерь в соцсетях, страх остаться без доступа к социальным сетям стали вполне обычными для современного сотрудника.

Однако все-таки «не так страшен черт». Рисуя мрачные картины последствий наступления цифрового мышления, психологи признают: с уверенностью можно говорить только о неоднозначности влияния цифровизации. Кроме отрицательных в ее «пришествии» есть и несомненные положительные аспекты. Так, виртуальное взаимодействие открывает перед человеком ранее не свойственные его жизни возможности: позволяет компенсировать одиночество людям с ограниченными возможностями здоровья, ускорить и содержательно обогатить коммуникативные контакты различных категорий пользователей, безопасно апробировать новые формы поведения и т. д. Появление у людей цифрового мышления далеко не первый, и наверняка не последний этап эволюции. Ученые будут его изучать, а нам придется учится жить и работать в условиях новой социализации.

*Идею дизайн-мышления сформулировал Герберт Саймон в 1969 году в книге «Науки об искусственном». Позднее учёные Станфордского университета развили её и основали Stanford d.school — «место для исследователей и экспериментаторов», которое популяризирует этот подход. Дизайн-мышление — это метод и процесс решения конкретных задач, который помогает понять пользователя, осмыслить его проблему и найти альтернативные решения. Правильный перевод слова «дизайн» в термине — это проектирование, конструирование и создание чего-то нового. Подробнее.

**См., например, работу "Принцип безопасности в психологических исследованиях проблем цифровизации.

Источник: Наталья Басина, IT Channel News