10 апреля 2024 г.

Ограниченный объем локального рынка — основная проблема российских вендоров, хотя и не единственная. Одни уже столкнулись с «потолком» спроса, что негативно отразилось на их финансовых показателях, другие предполагают, что аналогичные проблемы ждут их в среднесрочной перспективе и активно готовятся к ним. Скорее всего, ситуация с «МойОфис» — компания объявила об убытках в 3,2 млрд руб. по итогам прошлого года — будет лишь первой в цепочке аналогичных событий, которые коснутся других российских вендоров софта.

Конечно, многие игроки рынка демонстрируют подчеркнутый оптимизм. «Тренд на импортозамещение в 2024 году объективно будет только усиливаться, — сказал Алан Цаголти, генеральный директор компании „Синкретис“, в выступлении на конференции Ассоциации РУССОФТ. — Даже те, кто занимал выжидательную позицию, поняли, что тянуть дальше бессмысленно».

Реальность менее радужная. Причем российским вендорам придется ожидать сложностей как в средне-, так и в краткосрочной перспективе.

Кое-что про «МойОфис»

Внимание к происходящему с компанией «МойОфис» стоит проявить как по причине масштабности убытков, так и потому, что организация данного бизнеса во многом является эталонной. Вендор сосредоточен на крайне широком сегменте рынка программного обеспечения: лицензий на офисный софт нужны миллионы, в отличие от программ других типов, которых иногда на всю рублевую экономику нужно лишь несколько тысяч.

Продукты компании на рынке присутствуют давно, они прошли несколько итераций в развитии. Кроме флагманского продукта вендор создал еще несколько интересных решений для офисной практики. Напомним про мощную почтовую систему Mailion, важным преимуществом которой является возможность работы под высокими нагрузками, что делает решение актуальным для крупных корпораций. Система интегральных коммуникаций Squadus позволяет обеспечить групповую работу сотрудников в контуре компании. У вендора есть множество интересных инициатив, связанных с продвижением продуктов: возможность встраивания отдельных компонент «МойОфис» в специализированные решения (например, в системы электронного документооборота и пр.), создание семейства альтернативных шрифтов, обладающих санкционной устойчивостью, и т. д.

Вендор активно инвестирует как в совершенствование продуктов, так и в их продвижение. Партнерская сеть компании тоже обширна и развивается достаточно высокими темпами. Продукция присутствует в канале, с которым вендор работает много лет, развивает «МойОфис» взаимодействие с интеграторами.

Итак, компания активна, действует логично (а зачастую и красиво — см. врезку), обладает сильным брендом, работает с крупными заказчиками — в том числе, и знаковыми: от «Почты России» (пилотный проект данного внедрения стартовал в 2017 году!) до Государственной думы РФ (в октябре прошлого года были приобретены 1,8 тыс. лицензий, сообщали «Ведомости») — и все же начинает демонстрировать существенные убытки. Причем в позапрошлом году ситуация была позитивна. «Компания достигла в 2022 г. оборота в 3,3 млрд и прибыли в 300 млн рублей», — напоминает Дмитрий Комиссаров, основатель компании «Новые облачные технологии», которая впоследствии сменила рыночное название на «МойОфис», по имени своего флагманского продукта.

Что произошло? Причины сложившейся ситуации находятся не только в менеджменте и в политиках конкретной компании, но и в общем положении на российском рынке ИТ.

Осенью прошлого года в продукты компании — МойОфис, Mailion и Squadus — был интегрирован GigaChat. «Соглашения о технологическом партнерстве с такими компаниями как МойОфис, помогает нам не только расширят экосистему наших решений, но и способствует появлению новых интересных сценариев использования GigaChat, потенциал применения которого, по нашему мнению, практически не ограничен», — сказал Денис Филиппов, вице-президент по цифровым поверхностям «Салют» в Сбербанке.

Роста продаж ждать неоткуда

Объем российской экономики невелик — всего несколько процентов от мирового — соответственно, и объемы продаж программного обеспечения, которое нужно корпоративным заказчикам в рублевой зоне, никак не может поражать воображение. Заметим, что при этом далеко не все российские клиенты стремятся приобретать российский софт.

Прежде всего, следует учесть сложности с деньгами у многих российских компаний, что сокращает количество в сегменте платежеспособных покупателей. Ограниченность ресурсов активно мотивирует заказчиков на различные действия, направленные на возможное уменьшение затрат на софт.

  • Многие внедряют решения на свободно-распространяемом программном обеспечении. Конечно, такой подход обладает рядом проблем — санкционная устойчивость условна, перспективы функционального развития продуктов не всегда ясны, в плане техподдержки чаще всего заказчик оказывается «сам-себе-саппорт» и т. д. Но данный формат достаточно активно. Заметим, что аналогичные подходы с разной степенью успешности практикуют и на других рынках.

Германия объявила о начале проекта по переводу 30 тыс. ПК в госучреждениях земли Шлезвиг-Гольштейн на свободно-распространяемое ПО. Проект находится в начальной стадии, даже версия Linux, которую планируют использовать, пока не определена. Заметим, что это уже вторая попытка немецкой «госухи» отказаться от Windows/Office ради экономии бюджета (других причин нет — там же отсутствует санкционное давления). Первая была предпринята в 2003-2017 годах и закончилась полным провалом — желаемой экономии получено не было, пришлось возвращаться на коммерческий софт. Однако, с тех пор СПО прошло длительный путь развития, и существуют прецеденты успешной миграции с коммерческих релизов на бесплатный софт.

  • Значительная часть корпоративных заказчиков остаются на решениях глобальных вендоров. Хотя официально утрачен доступ к приобретению/продлению лицензий, получению обновлений, обращениям в техподдержку и т. д., ряд российских компаний выстроили схемы работы, которые позволяют продолжить использование ранее внедренного софта, оказавшегося под санкциями. Одни заказчики продолжают работу на старых версиях программ, другие находят обходные пути для приобретения новых, третьи стали на путь пиратства. Как видно, существуют достаточно много вариантов альтернативных действий, позволяющих отложить инвестиции в приобретение радикально нового софта и его интеграцию в корпоративный ИТ-рельеф (что, в частности, требует переобучения пользователей, админов и т. д.).
  • Наконец, часть компаний уже приобрели российский софт и внедрили его. Напомним, что курсу на импортозамещение много лет. Повышенное внимание государства к нему было привлечено еще в 2014 году, хотя бум тренда начался в 2022. За это время многие корпоративные заказчики уже перешли «на российское». В некоторых сегментах процессы миграции завершены почти полностью. «В сегменте видеоконференцсвязи импортозамещение софта уже состоялось на 100%», — сказал Борис Попов, директор по развитию бизнеса компании VINTEO, выступая на конференции РУССОФТ. Однако это означает исчерпывание емкостей национального рынка — новые продукты корпоративные заказчики будут приобретать только при возникновении явной необходимости, например, при появлении радикально новых возможностей, которые еще надо создать.

Проблему ограниченности внутреннего рынка программного обеспечения в РФ усугубляет ряд факторов. Поведение заказчиков, которые далеко не всегда стремятся приобретать коммерческий софт российской разработки, мы уже отметили, но есть и другие.

Окончание следует

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News