4 апреля 2024 г.

Павел Калякин

Компания МойОфис представила официальную позицию по итогам публикации годовых финансовых результатов:

«В 2023 году финансовые результаты компании МойОфис оказались ниже прогнозируемых в связи с ростом затрат и снижением выручки. К этому привели несколько факторов:

  • Общее снижение темпов импортозамещения офисного ПО на ИТ-рынке. Если в 2022 году был зафиксирован существенный рост, то в 2023 году закупки оказались ниже прогнозных значений (-18,1% г/г).

  • Отсутствие выделенных средств у многих государственных и окологосударственных организаций — многие клиенты запустили только пилотные проекты в 2023 году. Ожидаем, что в 2024 году темы перехода на отечественные решения будут ускорены в связи с выделением бюджетов на импортозамещение российского офисного ПО.
  • Иностранные производители, в частности Microsoft, оставили возможность заказчикам продолжать пользоваться и приобретать лицензии. В результате многие из них перенесли решение по переходу на отечественные продукты на 2024 год. Рассчитываем, что недавнее уведомление иностранных вендоров о предстоящем прекращении работы облачных сервисов станет хорошим напоминанием о необходимости скорейшего импортозамещения.
  • Эффект от больших контрактов — крупнейшие российские организации предпочитают приобретать трехлетние лицензии, которые не требуется закупать ежегодно. На 2022 год пришлась первая волна импортозамещения — на рынке были заключены несколько крупных сделок, во многом удовлетворивших первоначальный спрос. Соответственно, в 2023 году лицензии этими компаниями не закупались».
«Компания достигла в 2022 г. оборота в 3,3 млрд и прибыли в 300 млн рублей. К концу 2022 г. в компании сменился основной состав топ-менеджмента, отвечающий за операционную деятельность, продажи и разработку ПО, — сказал основатель компании „Новые облачные технологии“ (МойОфис) Дмитрий Комиссаров (до 2022 года возглавлял компанию, сейчас его доля составляет 5%). — В феврале-марте 2023 года я проинформировал Совет Директоров и мажоритарного акционера „Лабораторию Касперского“ о грозящей потере потенциальных клиентов, находящихся в воронке 2023 года, а также возможном падении оборота компании до 2 млрд рублей. С апреля 2023 я покинул Совет Директоров и для меня удивительно, что не были предприняты меры по удержанию клиентов, особенно учитывая факт роста расходов с 3 до 7 миллиардов рублей. Выходом из текущей ситуации мне видится привлечение стратегического инвестора». В разговоре с РБК он отметил также, что не наблюдает падения на рынке офисного программного обеспечения в России, и привел в пример основного конкурента НОТ — компанию Р7, у которой продажи росли.

Табл. Сравнение итогов деятельности компаний МойОфис и Р7

МойОфис

Р7

Выручка 2023

1,9 млрд руб.

2,8 млрд руб.

Рост выручки 2023/2022

— 43.8%

+ 88,2

Совокупные активы на 31.12.23

5,9 млрд руб.

4 млрд руб.

Совокупные активы, 2023/2022

— 32,1%

+ 117,6%

Чистые активы на 31.12.23

— 8,2 млрд руб.

2,5 млрд руб.

Прибыль 2023

— 5,2 млрд руб.

1,9 млрд руб.,

+ 93,5% к 2022 г.

Прибыль 2022

0,386 млрд руб.

Источник: audit-it.ru

В первом квартале 2024 года МойОфис наблюдает положительную динамику по продажам, отмечено в пресс-релизе компании, — по сравнению с первым кварталом 2023 года объём закупок лицензий МойОфис увеличился на 126%. Компания также развивает диверсификацию каналов продаж: по итогам 2023 года МойОфис зафиксировал значительное увеличение доли продаж через партнерский канал (+51% г/г), а также рост закупок в регионах (+80% г/г).

«Несмотря на замедление темпов импортозамещения российского офисного ПО в России, мы продолжаем инвестировать в развитие продукта. Наша команда выросла в 2023 году в два раза — за счет увеличения команды разработки. Растущие затраты мы считаем инвестициями в будущий рост рынка», — заявил Павел Калякин, генеральный директор МойОфис.

Источник: IT Channel News