3 июня 2025 г.

Сергей Плаксунов

Российский ИТ-рынок растёт, но система образования за ним не успевает. Вузы выпускают специалистов с устаревшими знаниями, бизнес страдает от нехватки квалифицированных кадров, а краткосрочные курсы хоть и спасают ситуацию, но не решают проблему системно.

Почему даже дорогое оборудование годами пылится на складах из-за нехватки экспертизы? Как разорвать порочный круг, когда компании нанимают непрофильных сотрудников, а вузы готовят не тех специалистов? И можно ли сегодня вырастить ИТ-профессионала, который будет востребован завтра? Разберём ключевые проблемы и перспективы отечественного ИТ-образования.

ИТ-специалист под ключ: почему не работает система подготовки кадров

Всё обучение в области информационных технологий можно разделить на три направления: фундаментальные знания, менторство внутри компании и кратковременные курсы, повышающие узкую специализацию в определенной области.

Если взять фундаментальное образование, то на сегодня набор специализаций в вузах очень скудный для текущих запросов компаний. Программы обучения устарели и не охватывают многие критически важные направления. Например, полностью отсутствуют специализации по построению и обслуживанию систем резервного копирования, оптимизации инфраструктуры, не представлены специалисты по работе с СХД, архитекторы дата-центров, нет отдельной области по работе с ИИ и т. д. В результате компании вынуждены доучивать выпускников самостоятельно. Ведь сразу допускать их к администрированию инфраструктуры нельзя, необходимо при приеме на работу назначить ментора и сразу отправлять на курсы. И только через полгода интенсивного обучения можно доверить доступ к управлению ИТ-средой.

Если говорить про менторство с точки зрения ежедневного обмена знаниями о специфике инфраструктуры компании, то дела обстоят еще хуже. Например, в компании есть специалист по серверам, есть сетевой специалист и специалист по ОС и мониторинговым системам, базам данных, почтовым серверам и т. д. Они никогда не пересекаются, и о передаче знаний в виде менторства не может быть и речи. Руководство задумывается о найме нового сотрудника только на замену уходящего. А новый сотрудник может понять, зачем нужны 50 виртуальных машин из 60-ти, но оставшиеся 10 не будет трогать, потому что к ним нет доступа, документация утеряна, а удалить их страшно, так как они могут выполнять какую-то критическую задачу. И вот при каждой смене администратора такие неизвестные области плодятся и размножаются. В итоге потеряно понимание специфики ИТ-инфраструктуры, утрачена часть документации, нет полного знания о том, какие компоненты за что отвечают.

Из-за сложившейся ситуации в первых двух подходах к образованию рынок обратил внимание на третье направление — кратковременные курсы. Они не связаны госстандартами, специализациями, можно писать курсы по любой тематике, различной степени углублённости, применять мировые стандарты и тенденции, постоянно обновляя и актуализируя. Они помогают выстраивать сетку роста ИТ-специалиста, планировать переквалификацию из одной области в другую и т. д. Такой подход выгоден и будет востребован в ближайшие десятилетия.

Однако ограничиваться одними только курсами неправильно. Часто я вижу картину, когда на позициях главных администраторов работают специалисты без фундаментального профильного образования, прошедшие лишь краткосрочные курсы. Такие сотрудники, например, могут объяснять нестабильную работу инфраструктуры некачественным оборудованием, хотя на практике проблема обычно кроется в недостатке их компетенций. За 20 лет работы с оборудованием ведущих вендоров я убедился, что серверы мировых производителей способны стабильно работать 7-15 лет, требуя лишь замены планки памяти раз в 3-5 лет или батарейки на сервере CMOS раз в 3-4 года. Если же оборудование у конкретного специалиста постоянно выходит из строя, причина чаще всего кроется в некорректной настройке и обслуживании. В таких случаях оптимальным решением становится направление администраторов на специализированные курсы, где подробно разбираются особенности работы оборудования. Как правило, после такого обучения большинство проблем с нестабильностью работы серверов исчезает. Проводя курсы, мы в нашей компании общаемся с десятками ИТ-специалистов, во время обучения мы выясняем какими знаниями они обладают, какую специальность закончили в университете, выстраиваем им карты обучения и планомерного развития.

Идеальной выглядит ситуация, когда компании нанимают ИТ-специалистов с фундаментальным образованием и далее постоянно наращивают их компетенции краткосрочными курсами. Но и тут следует разбираться в нюансах. Нельзя, например, разработчика веб-приложений ставить на должность специалиста по кибербезопасности без какой-либо подготовки. Чтобы переучить такого разработчика в безопасника, потребуются 2-3 года интенсивных курсов в области ИБ. Лучше всего нанимать сразу специалиста с профильным образованием. Но как я упоминал ранее, в России нет специальности по резервному копированию, поэтому придется брать из существующих специальностей и доучивать на курсах. Лучше всего и быстрее подойдет для такой задачи специализация «02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии» или «02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем». А, например, специальность «09.03.03 Прикладная информатика» готовит только руководителей ИТ-отделов и технических директоров. Таких специалистов нельзя загонять в серверную и делать из них узконаправленных специалистов, например, по базам данных. Они будут чувствовать себя невостребованными и могут разочароваться в профессии.

Мы часто проводим аудит ИТ-персонала российским компаниям, а также создаем для них матрицу знаний ИТ-команды для понимания их взаимозаменяемости и полноты охвата ИТ-инфраструктуры. По итогам аудита советуем компаниям, есть ли необходимость в расширении персонала или расширении области знаний текущих сотрудников.

Парадокс ИТ-образования: чем строже стандарты, тем хуже подготовка

Крупные корпорации и государственные организации в конкурсных требованиях прописывают необходимость учебной организации иметь государственную аккредитацию. Однако частные учебные организации такой аккредитации чаще всего не имеют, но предлагают более современные программы, обучают более современным версиям ПО, по новейшему оборудованию, поставленному иногда по параллельному импорту. Они гибко адаптируют курсы под запросы бизнеса, включая обучение на территории компании с использованием её собственной техники.

Государственная поддержка очень важна, но в то же время появляются определенные ограничения, которые можно наблюдать, например в университетах. Программы университетов сильно отстают от современных инструментов, которые применяются в ИТ, поэтому организации относятся к выпускникам с осторожностью. Компаниям необходим не выпускник, а обученный профессионал, которому можно доверить свою инфраструктуру, конфиденциальные знания, и при этом быть уверенным, что даже при человеческом факторе или ошибке бизнес организации останется в целости. Сегодня в мире применяются стандарты по построению архитектуры, по кибербезопасности, по оптимизации и т. д., но они не внедрены в учебные ИТ-курсы университетов. Поэтому работодатели, когда нанимают ИТ-персонал из числа выпускников, должны сразу задумываться о повышении их квалификации и по возможности организовать систему менторства внутри.

Востребованные направления повышения квалификации

Наиболее востребованы администраторы широкого профиля с глубокой экспертизой, которые понимают, как работает ИТ-инфраструктура в целом и умеют быстро решать возникающие проблемы. Однако таких специалистов крайне мало — зачастую одного опытного администратора заменяет целая команда из 5-20 человек. Где же их брать? Выпустить такого специалиста вуз не сможет, но сможет заложить фундамент. Далее работодателю необходимо регулярно инвестировать в обучение сотрудника — отправлять на курсы повышения квалификации не реже двух раз в год. И через 3-5 лет постоянного развития администратор сможет глубоко изучить все нюансы инфраструктуры и начать полноценно ею управлять.

Но, к сожалению, пока компании не готовы вкладываться в специалиста такой продолжительный срок, из-за этого ИТ-отделы в компаниях расширяются, начинают приносить существенный убыток, а их эффективность падает. Проблема кроется еще и в том, что во многих компаниях топ-менеджеры не до конца понимают, как грамотно выстроить взаимодействие между ИТ-сотрудниками, какие именно специалисты нужны и какими компетенциями они должны обладать. Из-за нехватки квалификации у руководителей ИТ-департаментов инфраструктура очень сильно дробится, и компании начинают обрастать так называемыми DevOps специалистами. Хотя такие кадры действительно нужны бизнесу, в реальности их требуется значительно меньше — в крупных корпорациях 30-40% задач DevOps могли бы выполнять даже современные системы ИИ, а еще 20% просто не понадобились бы при наличии одного грамотного универсального специалиста.

И кажется, чтобы двигаться дальше и быстро растить востребованных специалистов, необходимо в том числе научить ИТ-руководителей строить матрицы навыков их департаментов, искать узкие места в компетенциях команды и собеседовать людей с оценкой степени начальных вложений и скоростью ввода их в команду. В то же время ИТ-департаменты стали настолько комплексные и сложные, что иногда требуется уже взгляд аудиторов для приведения их к оптимизированному стандарту, составления матрицы навыков, плана развития, создания бизнес-процесса в организации по направлению на регулярные курсы повышения квалификации.

Разработка образовательных программ: адаптация мирового опыта

Зарубежные учебные центры повышения квалификации имеют гораздо более длительную историю по сравнению с российскими. Их вендорские программы, выверенные годами практики, служат отличной основой для адаптации к отечественным продуктам. Современные российские решения во многом используют те же принципы работы и эргономику, что и зарубежные аналоги. Поэтому наиболее эффективные курсы создаются по проверенным международным образцам — такой подход позволяет избежать уже пройденных другими странами ошибок, сразу создавать качественные программы и отсекать лишнее. Например, адаптировать уже имеющиеся за рубежом лабораторные работы удобнее, чем придумать из головы какую-то свою, в течение года ее преподавать, а потом понять, что она никогда не встретится в реальной практике ИТ-специалиста.

Таких ошибок позволяет избежать, кстати, и найм педагогов-практиков, которые 90% своего времени заняты в проектах различных компаний, в том числе и зарубежных, а оставшиеся 10% готовы посвятить преподаванию. Такие люди очень редки; мы, например, буквально выискиваем их годами, стараемся держать их экспертизу на высоком уровне, ищем для них проекты и приглашаем поучаствовать.

От энтузиаста к профессионалу: как рождаются настоящие ИТ-специалисты

Не у всех есть понимание, что необходимо долго и прилежно учиться, чтобы стать настоящим профессионалом. Если в начале нулевых все понимали, что надо учиться, чтобы стать ИТ-специалистом, в середине 10-х, когда появились поисковые системы, пошла мода на самообучение через поисковые системы, и вообще никто не обращал внимания, есть профильное образование у специалиста или нет, то буквально 5 лет назад при появлении ИИ на волне хайпа многие решили, что больше не требуется вообще никакого обучения. Даже некоторые вузы начали хвалиться, что учат студентов не фундаментальным знаниям, а умению работать с ИИ. Но мы с вами понимаем, что современная нейросеть это по сути скомпонованный ответ на основе мнений большинства. Действительно квалифицированных профессионалов гораздо меньше, чем специалистов, которые себя таковыми считают. Представьте ситуацию: 50 случайных пользователей в интернете советуют «перезагружать сервер раз в неделю», тогда как три узкоспециализированных профессионала, имеющих глубокие знания и богатейший опыт, утверждают, что «перезагрузка сервера является нетипичной задачей, и если он работает лучше от перезагрузки, то проблему необходимо искать глубже, а не перегружать по расписанию». Какой ответ, по-вашему, выдаст ИИ? Увы, он выберет популярный «перезагружайте еженедельно», ведь алгоритмы не умеют оценивать авторитетность источников и глубину понимания проблемы. ИИ просто не способен отличить поверхностное мнение от профессионального заключения.

Фундамент успешного ИТ-специалиста закладывается ещё в детстве через искренний интерес к технологиям и базовому программированию. Это должно быть осознанное увлечение, а не погоня за высокими зарплатами. Далее выбирая вуз, человеку следует четко определить профессиональное направление. Для серьезной карьеры в ИТ этот выбор критически важен: только профильное образование в специализированном вузе станет надежной основой для будущего роста. Кстати, сложно сказать, кто в итоге становится лучшим специалистом — выпускники очной формы с фундаментальными знаниями, но без практики, или заочники, уже имеющие реальный опыт работы. Оба варианта могут дать отличных профессионалов. Главное помнить: даже после 6 лет обучения в вузе карьера ИТ-специалиста только начинается, и настоящая учеба стартует на рабочем месте.

Следующий этап — выход на работу. И тут начинающему специалисту критически важен ментор — опытный коллега, который расскажет нюансы инфраструктуры именно той компании, в которой работает. А организация должна быть готова отправить сотрудника на повышение квалификации, потому что это такая же обязательная область, как обновление или ремонт оборудования. Если сломалась техника — её чинят, иначе она будет сбоить и приносить убытки. Точно так же и с персоналом: без регулярного обучения новым технологиям, ПО и оборудованию сотрудники просто не смогут эффективно работать.

Портрет студентов ИТ-курсов

В нашем учебном центре в основном обучаются уже работающие ИТ-специалисты со стажем не менее 3-5 лет, имеющие уровень администратора. Реже приходят более квалифицированные специалисты. Легче всего им даются курсы по внедрению оборудования и управлению серверами. А вот курсы про СХД или гиперконвергенции даются тяжелее. Гиперконвергенция требуют понимания нескольких уровней абстракций и умения устанавливать операционные системы через командную строку. А ИТ-специалисты сегодня практически все ОС устанавливают через графические интерфейсы, поэтому и возникают сложности. А СХД — это в принципе самый сложный для понимания вопрос: как построить архитектуру, как просчитать достаточность для удовлетворения потребностей бизнеса, но при этом не переплатить и т. д. По моим наблюдениям, знания о создании грамотной архитектуры комплексной СХД практически утрачено, и боюсь, с каждым днем будет только уменьшаться. Бизнес чаще смиряется с такой ситуацией, и СХД либо докупают, либо оставляют лишние ресурсы, надеясь в отдаленном будущем, что они будут более востребованы.

Кадровый голод: дефицит компетенций, а не специалистов

В реальности очень не хватает не столько ИТ-специалистов, сколько их компетенций. Часто компании не развивают определенные направления бизнеса только потому, что ИТ-департамент не может построить нужную инфраструктуру.

Яркий пример — университет, который приобрел тонкие клиенты для развертывания виртуальных рабочих столов, но в итоге отправил оборудование на склад, поскольку преподаватели ИТ-факультета не обладали достаточной квалификацией для внедрения этой технологии.

Еще более показательный случай произошел в крупной государственной компании зарубежной страны, где я участвовал в проекте. Организация решила перейти на RISC-архитектуру, но из-за отсутствия компетентных специалистов как в самой компании, так и в стране в целом дорогостоящее оборудование так и осталось в заводской упаковке — никто просто не знал, как с ним работать.

Подобных ситуаций множество. Руководители ИТ-подразделений, не обладая должной компетенцией, нанимают неподходящих специалистов или недостаточно квалифицированных сотрудников. В результате штат разрастается неоправданно, а эффективность работы только снижается. Там, где один грамотный профессионал мог бы годами поддерживать бесперебойную работу дата-центра, трудятся 5-10 людей, и сбои становятся ежедневной реальностью.

Будущее ИТ-образования: стандартизация и новые направления

Сфера ИТ-образования в части ИТ-инфраструктуры быстро развивается: постоянно появляются новые курсы и программы. Хотя спрос на них высок, оценить качество обучения заранее трудно. Даже после прохождения курса специалист усваивает лишь около 70% материала — остальное необходимо добирать самостоятельно. На практике применение новых знаний требует времени. Сначала нужно проанализировать текущую инфраструктуру компании, выявить проблемы и предложить решения. Затем — убедить руководство в необходимости изменений. Во время изменений скорее всего будут запланированные простои инфраструктуры, какие-то сервисы будут отключаться, какие-то изменятся. И здесь реакция руководства показывает его компетентность: одни паникуют из-за временных неполадок, другие понимают, что краткосрочные трудности окупятся. В итоге грамотная оптимизация может сделать систему более отзывчивой, а модернизация оборудования и ПО может вдвое сократить время выполнения рутинных задач — с 8 до 4 часов.

Сейчас вузы и учебные центры по отдельности работают с бизнесом, адаптируя свои программы под рыночные запросы. Однако в перспективе, я верю, выстроится четкая система взаимодействия, в которой университеты будут давать фундаментальную подготовку, а учебные центры «подхватывать» кадры и обеспечивать узкопрофильную специализацию. Ключевым условием для этого станет способность бизнеса точно прогнозировать свои кадровые потребности. Представьте: если компании определят, что к 2030 году им потребуются 200 специалистов по базам данных, то в 2025 году вузы смогут открыть соответствующие программы и набрать 200-250 студентов. После получения базового образования эти выпускники пройдут специализированное обучение в учебных центрах, став именно теми высококвалифицированными экспертами, в которых нуждается рынок. Такой подход позволит создавать сбалансированную систему подготовки кадров, где каждый этап обучения логично дополняет предыдущий.

Но пока картина выглядит гораздо печальнее. Сейчас бизнес срочно ищет специалистов по базам данных, все рекрутинговые компании начинают их поиск, из-за отсутствия долгосрочных прогнозов по всем СМИ объявляется охота на этих специалистов, вузы открывают факультеты на десятки тысяч мест по подготовке студентов по базам данных. Бизнес в этот же год закрывает востребованность непрофильными специалистами, потому что это был срочный вопрос для них. А через 5-6 лет из университетов выпускаются десятки тысяч специалистов по базам данных, которые бизнесу уже не нужны, и они начинают устраиваться на работу на непрофильные должности, например, программистов, которых в данный момент массово ищут компании. В итоге все получают непрофильных специалистов, идут простои, сбои, которые часто списываются на некачественное приобретенное оборудование и ПО.

В будущем, я уверен, будут появляться новые направления и специализации, например, в области ИИ и робототехники. Сохранится спрос на архитекторов ИТ-инфраструктур, схемотехников, программистов низкоуровневых языков программирования, таких как Assembler. По-прежнему будут востребованы администраторы, способные полностью охватить инфраструктуру и быть техническими лидерами узкоспециализированных команд. И программы по обучению и повышению квалификации по этим направлениям будут также появляться в ближайшем будущем: сначала в учебных центрах, а потом и в вузах.

Источник: Сергей Плаксунов, ведущий инженер обучающего ИТ-центра ДАСКОРП