17 сентября 2025 г.
Аналитическая компания MAR CONSULT провела исследование про проникновение искусственного интеллекта (ИИ) в повседневную жизнь, а также про опасения и позитивные ожидания в отношение ИИ.
Частота использования ИИ
Технологии ИИ ежедневно используют только 15% респондентов — эти респонденты активно взаимодействует с такими технологиями в своей повседневной и рабочей жизни. Треть респондентов (31%) использует их от нескольких раз в неделю до нескольких раз в месяц. Четверть (27%) использует их редко, что может быть обусловлено недостатком осведомленности или недоверием к технологиям. Еще четверть опрошенных (26%) никогда сознательно не пользовались или не знает, что такое искусственный интеллект, что указывает на потенциал для дальнейшего распространения нейросетей.
Наиболее часто сервисами ИИ пользуется молодежь: среди респондентов
Доля мужчин, никогда не пользующихся ИИ или не знающих, что это такое, больше, чем женщин — 31% против 22%.
Дмитрий Шиманов, основатель и генеральный директор аналитической компании MAR CONSULT, прокомментировал: «В очередной раз подтвердилось, что навыки адаптации падают с возрастом. Люди с опытом использования ИИ после 35, к сожалению, практически отсутствуют. Также мы видим, что доля мужчин, вовсе неосведомленных про ИИ, больше, чем женщин на целю треть. Однако, в технических вопросах мужчины зачастую лидируют. Все дело в пролонгированном фоновом напряжении от СВО. В состоянии длительного стресса организм перестает воспринимать новую информацию и теряет в целом мотивацию к обучению. Именно поэтому мужчины старше 35, то есть первая волна мобилизации, потеряли интерес к новой технологии».
Цели использования ИИ
Поиск информации — самая распространенная цель использования ИИ, ее отмечает 65% респондентов. Среди мужчин эта доля заметно выше (72%), чем среди женщин (59%). Активнее всего сервисами для поиска пользуется молодая аудитория
Навигация и маршруты — 38%. Мужчины также опережают женщин (43% против 34%). Значительно выше показатель среди старших возрастных групп: 50% у
Развлечения занимают третье место: 25% респондентов применяют ИИ для музыки, кино и игр. Лидирует группа
Для работы и учебы — 24%, максимальная доля в возрасте
Создание изображений и текстов — 18%.
Чат-боты использует 17% респондентов.
Дмитрий Шиманов дал экспертный прогноз: «На данный момент ИИ не проявил принципиально новых функций в качественном исполнении. Создание изображений и текстов пока довольно посредственное, что отображается низкой востребованностью — всего примерно у 1/6 пользователей. Сейчас ИИ лучше всего заменяет поиск информации в интернете (70% пользователей). Это формирует новый, рынок контекстной рекламы, невиданных масштабов. С ростом навыков ИИ его доля во внимании потребителей будет расти, и, таким образом, можно прогнозировать, что постепенно он вытеснит традиционный диджитал. По моим прогнозам, к 2030 году размер рекламы в ИИ может составит до 30% от сегмента диджитал, или более 200 млрд долларов, а к 2035 году — уже более 600 млрд долларов».
Ожидания
По результатам опроса, около трети опрошенных (29%) склонны считать, что существуют значительные риски от ИИ. При этом женщины в большей степени склонны полагать, что риски перевешивают пользу (20% против 12% среди мужчин). Пятая часть респондентов (20%) полагает, что угрозы и преимущества уравновешивают друг друга. Причем мужчины чаще считают угрозы ИИ равными преимуществам (26% против 15% у женщин). Еще примерно треть (25%) уверена, что преимуществ у ИИ больше, чем рисков, и развитие ИИ полезно. Пятая часть затруднилась оценить угрозы от ИИ (22%).
Топ потенциальных угроз, которыми обеспокоено население в связи с развитием ИИ:
- 48% обеспокоены снижением интеллектуальных способностей людей;
- 44% обеспокоены распространением фейков и дезинформации;
- 43% обеспокоены угрозой конфиденциальности персональных данных;
- 41% респондентов обеспокоены массовой потерей рабочих мест из-за автоматизации;
- 41% обеспокоены использованием ИИ в военных целях;
- 40% обеспокоены потерей человеческого контроля над технологиями.
Женщины чаще мужчин обеспокоены массовой потерей рабочих мест (44% против 37%) и угрозой конфиденциальности персональных данных (52% против 47%). Мужчины чаще женщин обеспокоены распространением фейков и дезинформации (52% против 36%) и потерей человеческого контроля над технологиями (46% против 33%).
Молодежь
Топ позитивных ожиданий:
- 63% считают, что ИИ упростит повседневную жизнь и роботизацию быта;
- 50% считают, что ИИ принесет преимущества в медицине и биотехнологиях;
- 48% считают, что ИИ откроет новые возможности для творчества и развлечений;
- 46% считают, что ИИ повысит производительность труда и экономический рост;
- 38% считают, что ИИ ускорит научные открытия;
- 18% считают, что ИИ поможет решить экологические проблемы.
Женщины чаще мужчин считают, что ИИ упростит повседневную жизнь и роботизацию быта (70% против 53%) и новые возможности для творчества и развлечений (52% против 42%). Мужчины чаще женщин считают, что ИИ повысит производительность труда и экономический рост (52% против 40%) и ускорит научные открытия (48% против 30%).
Молодежь
Дмитрий Шиманов рассказал: «Не удивительно, что люди озабочены потенциальным падением интеллекта в результате использования ИИ. Человечество уже отказалось от функции памяти и добровольно отказывается от мышления. Исследование показывает, что женщины, как более чуткие существа, острее воспринимают грядущую угрозу. Очевидно, что вместе с появлением ИИ мы должны увидеть качественную трансформацию процессов работы и обучения. Система образования и работодатели должны разработать и внедрить элементы профилактики творческого мышления».
Ответственность разработчиков
Результаты опроса показывают, что половина респондентов (54%) считает, что разработчики ИИ-моделей должны нести юридическую ответственность за действия созданных ими систем. Пятая часть (20%) полагают, что разработчики должны нести ответственность только если будет доказан злой умысел или халатность. 7% считают, что ответственность должен нести пользователь, который применяет ИИ. 3% уверены, что юридическое преследование замедлит технологический прогресс. И 15% затруднились ответить.
Две трети респондентов (61%) считает, что прозрачность алгоритмов и данных, на которых обучались ИИ-модели, важна в разной степени для укрепления доверия к продукту. Пятая часть (20%) не считает это важным для обычных пользователей и уверены, что детализация запутывает и в целом может замедлить развитие алгоритмов обучения. 19% затруднились ответить.
Треть респондентов (29%) уверены, что введение жесткого государственного контроля поможет развитию отечественных ИИ-технологий, так как создаст ясные правила и повысит безопасность. Пятая часть (19%) полагают, что введение госконтроля скорее навредит, так как излишняя бюрократия убьет инновации. 15% считают, что контроль не окажет существенного влияния. 8% предположили, что контроль приведет к уходу стартапов и специалистов из страны, а 3% считают, что это поможет привлечет инвестиции в защищенные законом проекты. 27% затруднились ответить.
Дмитрий Шиманов оценил влияние диджитализации: «Большинство людей хотят, чтобы разработчики несли ответственность за свои разработки. Но как отследить наносимый вред. Дети уже страдают от гаджетов. Синдром СДВГ в России за врем диджитализации вырос, по разным оценкам, от 300% до 6000%. В США официальная цифра в 2 раза больше. За это никто не несет наказание. Потребитель должен осознать, что только он сам несет ответственность за свою жизнь и за то, как он расходует свой самый главный ресурс — время».
Санкции и европейский опыт
Более трети опрошенных (39%) уверены, что западные санкции стимулируют отечественных ИИ-разработчиков, заставляя создавать собственные уникальные решения. Пятая часть (20%) считает, что санкции тормозят, отрезая от мировых технологий и разработок. 15% полагают, что практически не влияют, так как российский рынок достаточно изолирован. И 26% затруднились оценить влияние.
Большинство респондентов считают, что в России следовало бы применить некоторые элементы европейского законодательства об ИИ: принять обязательную регистрацию всех поставщиков ИИ-моделей (31%), принять создание специального независимого регулятора и экспертизы (23%), принять контроль материалов, которые используются для обучения ИИ (20%). 14% уверены, что европейский опыт неприменим для российских реалий. И 40% затруднились ответить или не знакомы с деталями.
* В опросе приняли участие 1200 респондентов, в возрасте
Источник: Пресс-служба компании MAR CONSULT