16 сентября 2025 г.

Все больше территорий стремятся создавать наилучшие условия для талантливых специалистов, в том числе из других стран, и проводят системную политику, нацеленную на их привлечение и интеграцию в общество и экономику. Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ анализирует накопленный в этой сфере мировой опыт, в частности, систематизирует основные критерии отбора иностранных талантов на основе анализа 187 визовых программ, действующих в более чем 70 странах.

Справочно: В научной литературе, посвященной вопросам миграции, термин «талант» нередко соотносят с категорией «высококвалифицированный специалист». В менеджменте в рамках наиболее распространенного подхода (его придерживаются и авторы исследования) таланты рассматриваются как элита профессионалов — специалисты с высокими достижениями, лидирующие в своей экспертной области, или работники, обладающие большим потенциалом для карьерного роста.

Главное:

  • Признание роли талантов в развитии инновационной экономики и глобальная конкуренция за них привели к возникновению специальных миграционных механизмов, которые позволяют избирательно снижать барьеры для особо ценных категорий специалистов и отделить их от общего потока мигрантов. На основе ограниченного набора легко верифицируемых критериев выносится решение о привлечении выдающегося иностранца, запускающее упрощенный порядок выдачи визы или получения вида на жительства.
  • Наиболее распространенными критериями для отбора потенциальных талантливых иммигрантов стали образование, квалификация и опыт работы. Во всем многообразии визовых программ страны уделяют внимание различным аспектам этих критериев, комбинируя требования в зависимости от миграционной стратегии государства или текущих кадровых дефицитов в определенных профессиях, и расставляют акценты на приоритетных направлениях, таких как искусственный интеллект, биотехнологии и др. В некоторых визовых программах фокус направлен исключительно на выпускников ведущих университетов — иностранных талантов со значительным потенциалом. В рамках таких инструментов визовыми преференциями могут воспользоваться будущие высококлассные специалисты даже без опыта работы.
  • Визы талантов стали своего рода лакмусовой бумажкой, демонстрирующей готовность стран конкурировать за создателей инновационной экономики, однако сами по себе такие визы уже не являются достаточным условием для эффективного привлечения наиболее востребованных специалистов. Понимание значимости их концентрации для глобальной конкурентоспособности привело к расширению механизмов вовлечения и удержания иностранных талантов, сформировавших новое направление на стыке миграционной и инновационной политик. В общем виде данный процесс охватывает стадии, связанные с побуждением интереса к смене локации, обеспечением дополнительных выгод при переезде на новое место, а также решением вопросов интеграции и реализации потенциала.
  • Миграционная политика государств зачастую представляет собой поиск баланса между удовлетворением потребностей внутреннего рынка труда и обеспечением национальной безопасности. Последнее вынуждает страны ужесточать процедуры отбора, допуска и учета мигрантов, в связи с чем процесс миграции сопровождается множеством формальных процедур. Необходимость преодолевать все этапы миграционного процесса на общих основаниях не только замедляет процесс интеграции иностранных талантов в экономику принимающей страны, но и может отталкивать некоторых из них.

Источник: Пресс-служба ИСИЭЗ НИУ ВШЭ