19 сентября 2025 г.

Сегмент коммерческих ноутбуков на российском рынке переживает не лучшие времена: за первое полугодие было реализовано всего 570 тыс. единиц, сообщают «Ведомости», вдвое (!) меньше, чем было раскуплено частными пользователями. Объем продаж в первом полугодии в натуральном выражении сократился на 5%, а в денежном рухнул на 14,6% год-к-году.

Вероятно, примерно такая же ситуация со стационарными коммерческими ПК на российском рынке — вряд ли аналогичный вариант endpoint-устройств может демонстрировать принципиально иную динамику в тех же финансовых условиях. Условия суровые, их весьма выразительно как «Между реальностью и желанием выжить» описал Forbes.

Может, все наладится?

Рассчитывать на близкие положительные изменения ситуации в национальной экономике пока не приходится. За «охлаждением» приходит стагнация, пока «техническая». «Охлаждение» российской экономики продолжается, в апреле-июне 2025 года она вошла в стадию «технической стагнации», заявил Герман Греф, глава Сбербанка, на брифинге в рамках Восточного экономического форума, сообщает РБК.

В рамках нового сценария корпоративным заказчикам сложно не только планировать развитие — технологическое, «айтишное» и т. д. — но и поддерживать имеющийся инфраструктурный уровень. Пример: планы ряда компаний, предусматривающие переход на сокращенную — четырех-, а то и трехдневную рабочую неделю, о которых сообщает Forbes. Продукцию, которую можно произвести за традиционную пятидневку, сейчас проблематично сбывать в полном объеме из-за снижения покупательной способности клиентов, неважно, В2В или В2С.

Как это влияет на грандов российского рынка?

Крупнейшие российские производители — «Аквариус», ICL, «Инферит» (дочерняя структура корпорации Softline) и др. — активно разворачивали новые производства для конкуренции на рынке реестровых коммерческих ПК, в том числе, ноутбуков, рассчитывая на бурное развитие национальной экономики и, соответственно, на рост спроса у профильных корпоративных заказчиков. Развитие ситуации со сбытом пошло по новому сценарию, а возврат инвестиций нужно проводить по изначальному.

Бизнес по созданию и продвижению коммерческих компьютеров требует серьезных инвестиций от профильных вендоров. Деньги y в разработку и производства «железа», производительность которого должна сохранять актуальность на протяжении ближайших 5-6 лет при работе в корпоративной среде — только часть вендорских затрат.

В чем особенность коммерческих ноутбуков

Корпоративные ПК — в том числе, рассматриваемые нами ноутбуки — созданы для работы в составе корпоративных ИТ-рельефов, которые должны соответствовать требованиям как по производительности /надежности /защищенности /совместимости /etc, так и по ТСО. Для таких задач любой компьютер — не просто «железо» с увеличенным ресурсом, а товар, приобретенный с полным комплектом положенных для изделий такого класса дополнений: набором нужных лицензий, гарантиями в нужном формат, техподдержкой и т. д.

В ряде случаев к партиям таких ноутбуков могут быть дополнительные требования от заказчика. Пример: наличие «подменного фонда» для вышедших из строя устройств, что позволяет уменьшить время простоя сотрудника (простой некоторых работников может блокировать цепочки бизнес-процессов, и каждая его минута обойдется компании очень дорого).

Очевидно, что компьютеры с таким набором сервисов на маркетплейсе не купишь, поставки партий систем с нужными параметрами часто выполняют в рамках проектов интеграции. В этом случае можно учесть дополнительные требования заказчика к клиентским устройствам, включая, например, кастомные аппаратные конфигурации или «накатывание» комплектов предустановленного программного обеспечения, которые российские вендоры могут выполнять на этапе производства ноутбуков.

Особенностью российского сегмента коммерческих систем стало его разделение на две части, что еще сильнее усложняет ситуацию. Есть реестровые продукты, допущенные к закупкам в ФОИВы (а с недавнего времени — и на объекты КИИ), но лишенные коммерческих перспектив за пределами этой области из-за более высокой цены, и нереестровые системы, которые конкурируют на оставшейся «поляне». Все это усложняет коммерческую деятельность в сегменте, который и так вместо блистательных перспектив демонстрирует выразительное падение.

Значительная часть систем, купленных в розничных каналах, будут использованы для рабочих задач: в среднем и малом бизнесе, в режиме BYOD, «удаленщиками», совместителями-«поливоркерами» и т. д. Но далеко не все будут работать в полноценном «коммерческом» режиме хотя бы потому, что без дополнительных сервисов корпоративного уровня они не могут быть эффективно интегрированы в ИТ-ландшафт крупных заказчиков.

Что делать производителям коммерческих ноутбуков?

С точки зрения маркетинга ответ прост: реестровым — расширять рынки присутствия, если на рынке корневом наступили сложные времена. Для производителей реестровых ноутбуков это означает выход в нереестровый сегмент коммерческих систем. Да, там придется конкурировать как с российскими производителями, оптимизировавшими производство за счет отказа от требований, нужных для несения в Единый реестр, так и с «китайцами», а также с глобальными вендорами, но шанс расширить аудиторию и нарастить продажи все же существует.

Российским вендорам, работающим в «нереестровых» сегментах корпоративного рынка, все еще «проще»: им нужно готовиться к обострению конкуренции на сужающемся рынке в сочетании с возможным вторжением рассмотренных выше вендоров, ранее специализировавшихся только на реестровом оборудовании.

Однако российским производителям, выпускающим реестровые коммерческие ноутбуки, можно пока ничего дополнительно не предпринимать. Эти компании предлагают госсектору и близким к нему структурам широкий спектр оборудования — серверное оборудование, ПАКи (до СИЗ включительно), десктопы и т. д. — так что ноутбуки могут держать для полноты ассортимента, не акцентируя внимание на финансово-экономической эффективности именно этого типа продукции.

Что делать корпоративным заказчикам?

Корпоративные заказчики пересматривают планы по инвестициям, в том числе, в широком смысле «в цифру» и в рассматриваемые нами коммерческие ноутбуки. Конечно, не все проекты можно приостанавливать по техническим причинам (иногда консервация обойдется дороже, чем завершение), некоторые нужно завершать для оптимизации бизнес-процессов или получения конкурентных преимуществ (конкуренцию никто не отменял даже в условиях рецессии).

Однако к ноутбукам это не относится. В теории цикл обновления или уже требует обновления парка ноутбуков, или потребует в ближайшие кварталы. На практике же система, проработавшая 5 лет, без особых проблем проработает еще год-другой, поэтому ее замену можно и отложить на какое-то время (но придется учитывать риски, связанные с растущей вероятностью выхода таких систем из строя из-за амортизации, а также с инфобезопасностью). При возникновении проблем с недостаточной производительностью компьютеров, используемых сотрудниками, можно переносить нагрузки на серверы — собственные или «облачные», в зависимости от корпоративных политик (заметим, что этот процесс демонстрирует положительную динамику уже сейчас — см. врезку).

Рост интереса к «облачным» виртуальным рабочим столам (VDI) в пределах 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года за I полугодие 2025 года отмечает сервис-провайдер M1Cloud.

Вместо заключения

Инвестиционная активность с актуальным уровнем динамики возвращается на рынки при ставке ЦБ от 11% и ниже, по мнению ряда экономистов. В базовом сценарии, описанном в проекте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» Банка России, предполагают, что в условиях постепенного снижения инфляционного давления средняя ключевая ставка в 2026 году будет в диапазоне 12-13%, и только к 2027 или к 2028 году ее опустят до 7,5-8,5%, сообщает РБК.

Быстрых позитивных изменений в национальной экономике ожидать не приходится. Рецессия отразится на краткосрочном развитии рынка коммерческих ноутбуков, равно как и на других сегментах российского ИТ. Тут как ИТ-компаниям, так и корпоративным заказчикам нужно действовать особенно осторожно.

Излишнее стремление к экономии может дать обратный результат. Например, российский сегмент коммерческих ноутбуков «в деньгах» падает быстрее, чем «в штуках», что означает выбор заказчиками более дешевых и, как следствие, менее производительных мобильных систем. Такие инвестиции малоэффективны — цикл обновления у них будет короче, чем привычные сроки обновления корпоративного «железа», то есть замену им придется производить раньше, чем предполагают заказчики.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News