15 сентября 2025 г.
Ситуация в начале сентября выглядит странно: медиа сообщают как о росте продаж этой техники, так и о резком спаде объемов. У «двунаправленного» тренда есть вполне объективные причины, рассмотрение которых приводит к пониманию интересных трендов, возникших — или не возникших — в рублевой зоне.
Начнем с ситуации в сегменте В2С. В российских условиях В2С-сегмент существенно превосходит В2В/В2G: 1 млн 130 тыс. и 570 тыс. единиц, соответственно, сообщают «Ведомости». Важно, что происходящее в В2С описывает законы рынка, практически не искаженные требованиями регуляторов. Разобравшись с ситуацией в В2С, сможем с некоторыми допущениями транспонировать понимание на В2В/В2G.
«Back to school» в продажах ноутбуков: он есть или его нет?
В традиционный «набор учащегося», который родители готовят практически все три летних месяца — с пиком покупок в последние пару недель августа — ноутбуки и другая серьезная цифровая техника не входит, как мы недавно выяснили. Однако некоторый рост активности у покупателей ноутбуков, явно приуроченную к новому учебному году, продавцы техники все же отмечают.
Пусть этот процесс напрямую не связан с «Back to school» в его традиционном понимании, но, во-первых, некоторый «бугор» в динамике продаж перед учебным годом все же есть, во-вторых, в этом году он даже больше, чем в прошлом (см. врезку). На фоне общей ситуации в сегменте ноутбуков такая динамика выглядит особенно позитивно.
Рост спроса на ноутбуки за последние 4 недели ушедшего лета в «М.Видео»-«Эльдорадо» составил +35% в штучном выражении и +24% в денежном в соотношении год-к-году. Если думаете, что это похоже на бум, то ошибаетесь: за то же время прирост аэрогрилей составил 388%!
Продажи ноутбуков падают
О резком падении продаж по итогам первого полугодия — 15% в натуральном выражении, причем в В2В-сегментк на 5% в штуках, а в В2С на 21,4% — сообщают «Ведомости». Причины очевидны: падение покупательной способности, высокая стоимость кредитов, необходимость экономии у всех покупателей — как у корпоративных заказчиков, так и у частных лиц.
В В2С-сегменте рост августовского «бугра» вполне может быть объяснен отложенным спросом, который накопился за первые кварталы этого года. Даже на домашние компьютеры спрос не получится откладывать вечно, все же придется придумывать варианты с заменой системы. Россияне придумали и все более активно используют С2С-канал.
Second-hand еще послужит
Повышенное внимание к технике б/у вполне предсказуемо. Для упрощения этого процесса «Авито» осенью прошлого года даже запустил программу выкупа ноутбуков у частных продавцов, проект на старте охватывал 33 партнера из 174 городов. Какая доля реализованных в этом сезоне ноутбуков прошла формату С2В с последующим В2С — неясно, равно как и нет данных о развитии проекта и его вкладе в текущую ситуацию.
Продажи ноутбуков в Москве в июне выросли на 9% по сравнению с июнем, сообщают в «Авито», причем этот прирост составил 19% год-к-году прирост. Средняя цена проданного в Москве через «Авито» ноутбука Apple — а их доля достигла 35% от общего объема — составила 44 тыс. руб. при покупке «с рук», а для моделей В2С-канала — 99 тыс. руб. На втором месте в топе платформы Lenovo (14%, 30 тыс. руб. и 94 тыс. руб., соответственно), на третьем — Asus (13%, 34,5 тыс. руб., 88 тыс. руб., по данным пресс-службы «Авито». Напомним, что «Авито», изначально существовавший как С2С-проект, давно экспериментирует с форматами, в том числе, работая в режиме В2С, то есть предоставляя ресурсы площадки традиционным продавцам, предлагающим новую технику.
Заметим, что это данные не в целом по рынку, а только по Москве, причем за период, предшествующий наступлению «бугра» в топе активностей при подготовке к учебному году и находящийся за пределами первого полугодия, данные за которое опубликованы в «Ведомостях». Однако, для качественной оценки ситуации данные с «Авито» использовать можно, особенно в сравнении с другими (см. врезку).
Продажи принтеров также выросли на «Авито». Эту технику, разумеется, нельзя считать чисто «школьной», но свой вклад в августовскую динамику тренд подготовки к учебному году, очевидно, внес. В Москве продажи печатающих устройств выросли на 13% год-к-году, но есть города, где динамика оказалась более выразительна: Иркутск (+23%), Петрозаводск (+17%), Севастополь (+14%). Новые принтеры в среднем в 30 тыс. руб., а б/у — в 8 тыс. руб.
Вместо заключения
Из разрозненных данных можно сделать некоторые выводы качественного характера.
- В сегменте В2С-продаж ноутбуков есть существенный спад, обусловленный общеэкономическими проблемами в рублевой зоне — «охлаждение» подзатянулось, а некоторые экономисты, как сообщают «Ведомости», уже говорят о неизбежности рецессии.
- Инвестиции в оборудование покупатели вынужденно режут уже сейчас, что хорошо видно на «школьных» продажах. Обратите внимание: рост продаж ноутбуков в «М.Видео»-«Эльдорадо» в августовском «бугре» составил 35% в штучном выражении и только 24% в денежном в соотношении год-к-году, а ведь школьные решения обычно выбирают «на вырост».
- Конкурентом для В2С-каналв продаж становится С2С, как в чистом виде, так и в «составном» формате С2В > В2С.
- Теоретически конкуренцию ноутбукам — местами прямую, но в рассматриваемом сегменте по большей части косвенную — составляют планшеты, которых в первой половине года было продано 1 млн. 360 тыс. штук, сообщают «Ведомости».
В сегменте В2В/B2G с ноутбуками происходит примерно то же самое. Только на общую картину покупок ноутбуков коммерческими заказчиками в имеющихся условиях существенно влияют требования к импортозамещению, что особенно заметно в классическом В2G и в ряде предприятий с госучастием.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News