11 ноября 2025 г.

Современный потребительский рынок переживает эпоху глубоких цифровых трансформаций. Отчет ITDF «Being Human in 2035» от Institute for the Digital Future указывает, что к середине десятилетия потребители будут выбирать не просто товары или услуги, а ценности, которых придерживаются бренды. Дмитрий Шиманов, основатель и генеральный директор аналитической компании MAR CONSULT, на основе данных отчета спрогнозировал, как развитие технологий будет менять потребительские ценности, ожидания и поведение в течение десяти ближайших лет и как в России эти глобальные тренды столкнутся с локальной спецификой — санкционным давлением, ускоренной цифровизацией и ростом самобытности.

Рождение «Цифрового аватара»

Более половины населения Земли (54%) считает, что к 2035 году у каждого человека будет «цифровой аватар» — набор данных, который представляет их в онлайн-среде, выходящий далеко за рамки сегодняшнего профиля в соцсетях. «Цифровой аватар» будет содержать предпочтения, историю покупок, размеры, аллергии, этические принципы (например, отказ от продуктов тестирования на животных). В результате, маркетинг превратится из навязчивого преследования в обслуживание этого аватара. Инвестиции бизнеса сместятся в сторону гиперперсонализации.

Парадокс приватности

64% людей опасается потери контроля над своей цифровой идентичностью. Поэтому прозрачность в сборе и использовании данных станет конкурентным преимуществом, наравне с предоставлением возможности пользователям контролировать, какие данные их «аватара» они готовы открыть для получения лучшего сервиса.

Несмотря на страх потери данных, 52% людей ожидают, что технологии предоставят им более персонализированный опыт. Это создает парадокс: потребитель хочет и релевантности, и неприкосновенности частной жизни. Такой парадокс в ближайшие десять лет сформирует новый тренд: бизнес на доверии. Бренды способные сформировать и удерживать доверие людей закрепятся на рынке, остальные не смогут конкурировать, используя «слепой» таргетинг.

Соответственно, «мелкий шрифт» и «спрятанные» политики конфиденциальности и обработки персональных данных, сразу будут работать против бизнеса. И наоборот, разъяснение сложных юридических формулировок человеческим языком станет преимуществом, так как потребителю станет проще принимать решение о предоставлении данных, он будет четко понимать, какие именно данные и на какой срок необходимо передать бренду, чтобы он смог сформировать персональное предложение. Сбор избыточных данных может только наносить репутационный ущерб бизнесу и снижать уровень доверия.

Не только бизнес в целом, но и используемые алгоритмы для сбора данных и рекомендательные алгоритмы также будут оцениваться по степени прозрачности, что будет учитываться людьми в ходе выбора товаров и услуг, одновременно с рекомендациями от «живых» людей. Таким образом, от массовой рекламы бизнес перейдет к точечным инструментам продвижения через микроинфлюенсеров и нишевые сообщества, которые имеют авторитет в узких темах.

ИИ-агенты как посредники

Физическое и цифровое взаимодействие перестанут конкурировать — гибридность будет нормой. Метавселенные, AR/VR-примерочные и ИИ-ассистенты станут частью покупательской модели, сочетающей онлайн-удобство и офлайн-эмоции. Ожидается, что взаимодействие с цифровым миром будет все чаще опосредовано ИИ-помощниками. Эти помощники будут фильтровать информацию, совершать покупки и управлять цифровой жизнью пользователя. По сути, «клиентом» становится не человек, а его ИИ-агент, обученный находить оптимальные предложения, отсеивать спам и торговаться. Бизнес будет вынужден оптимизировать свои предложения не только для людей, но и для алгоритмов, которые их обслуживают. Таким образом, бизнес увеличит инвестиции в SEO для ИИ, то есть для Business-to-Bot коммуникаций.

Российский контекст

Санкции ускорили переход на отечественные технологии и товары, соответственно, учитывая глобальные тренды, российские разработчики технологий и производители товаров уже сегодня могут внедрять алгоритмы, которые будут набирают актуальность в течение десяти лет. Соответственно, развитие отечественных платформ должно быть сопряжено с развитием стандартов защиты данных. Например, добровольная маркировка рекомендательных алгоритмов как «проверенных на утечки» станет конкурентным преимуществом.

41% потребителей опасаются потери личного контакта. Российский бизнес может развивать омниканальность, сочетающую офлайн и онлайн опыт пользователя, то есть потребитель должен иметь возможность выбирать товары онлайн с сохранением своего выбора при посещении торговых точек. Это интегрирует для потребителей «аналоговые» и цифровые возможности.

В городах-миллионниках больше будут востребованы гиперперсонализированные сервисы, а в регионах — товары с акцентом на долговечность и ремонтопригодность. В регионах с экопроблемами компании, инвестирующие в переработку отходов или энергоэффективность, получат не только лояльность аудитории, но и поддержку государства. Уже в таких регионах сейчас спрос на «зеленые» товары растет в два раза быстрее среднего, а к 2035 году станет нормой. Бизнес, использующий региональные отличия в стратегии продвижения, получит преимущество. Поддержка местных инициатив и кастомизация продуктов под культурные особенности укрепят позиции.

К 2035 году победят те бренды, которые поймут: они продают не товар или услугу, а качество цифровой связи с потребителем. Успех будет определяться способностью стать надежным хранителем цифровой идентичности потребителей, выстраивать прозрачные и взаимовыгодные отношения с данными, интегрироваться в экосистему ИИ-агентов и цифровых сообществ.

Для России это означает поиск баланса между цифровым суверенитетом, глобальными трендами и локальными реалиями. Те, кто начнет внедрять эти принципы уже сейчас, получат преимущество в новой гибридной эпохе.

Источник: Дмитрий Шиманов, основатель и генеральный директор исследовательской компании MAR CONSULT