19 декабря 2025 г.
Аналитическая компания MAR CONSULT провела исследование про новогодние традиции и Деда Мороза, празднование и расходах россиян на Новый 2026 год.
Семейные новогодние традиции
Треть россиян (31%) начинает подготовку к Новому году заранее (за
В России сохраняются классические традиции празднования Нового года.
Большинство респондентов соблюдают традицию украшения елки (76%) и праздничного застолья (74%). Также большинство (73%) смотрит обращение Президента. Две трети людей обмениваются подарками (66%) и загадывают желания под бой Курантов (61%). Менее распространены просмотр телевизора (49%), ночные прогулки (36%) и запуск фейерверков (27%). Около 4% не соблюдают никаких традиций.
Люди до 45 лет чаще украшают ёлку (до 82%), а старше 45 лет реже (только до 69%). Женщины чаще смотрят обращение Президента (78% против 68% у мужчин). Пожилые
На Урале украшают ёлку абсолютное большинство — 95%, а в Дальневосточном ФО застолье в Новый год — универсальная традиция (90%).
8 из 10 россиян празднуют Новый год дома в кругу семьи, в гостях празднует 7%, в кафе / ресторане / клубе — 2%, в путешествии за границей — 2%, на даче или в санатории — по 1%. А 4% еще не решили, где отмечать праздник.
Застолье
Половина опрошенных (47%) тратят на новогодний стол (включая напитки) до 10 тыс. рублей, четверть (27%)
Для россиян обязательно должны быть на новогоднем столе мандарины (80%), шампанское / игристое вино (75%), «Оливье» (72%), «горячее» блюдо — 59%, «Селедка под шубой» — 57%, красная икра — 41%, «Крабовый» салат — 37%, Салат «Мимоза» — 22%. Ничего традиционного или особенного не будет у 4% опрошенных.
Продолжительность празднования
Почти половина респондентов (46%) отмечает Новый год до
59% пожилых людей
Подарки
Треть россиян (32%) в среднем тратит на новогодние подарки для всех
Мужчины чаще, чем женщины тратят
Среди популярных подарков, которые планируют дарить россияне: сладости и алкоголь (39%), косметика и парфюмерия (33%), деньги (26%), аксессуары (сумки, шарфы, часы) — 23%, электроника и бытовая техника — 20%, подарочные сертификаты магазинов — 19%, одежда и обувь — 17%, ювелирные украшения — 13%, сертификаты на услуги — 9%, билеты в театр / кино / на концерт — 8%.
Женщины чаще дарят косметику (40% против 25% у мужчин) и сладости с алкоголем (44% против 33%), а мужчины чаще электронику и бытовую технику (27% против 14% у женщин).
По мнению, десятой части россиян (11%) подарки им приносит Дед Мороз, половине (53%) подарки дарят родители, супруги или родственники, четверть (26%) — самостоятельно выбирают себе подарок, и 10% никто не дарит.
Дед Мороз
Что интересно, 17% россиян старше 18 лет продолжают искренне верить в Деда Мороза, большинство (58%) сами не верят, но сохраняют сказку для детей, пятая часть (20%) скептиков, которые никогда не верили в Деда Мороза. 5% затруднились ответить.
По мнению большинства россиян (74%), Дед Мороз выглядит как добрый старик с длинной бородой, в длинной красной или синей шубе с мешком подарков, что соответствует традиционному представлению. Однако 7% уверены, что Дед Мороз — это добрый старик с короткой бородой, в коротком красном полушубке и красных штанах с мешком подарков, что больше соответствует образу Санта Клауса, что говорит о западном влиянии на образ. 6% предполагают, что Дед Мороз — это сказочный герой в современных одеждах, и 12% не имеют определенного образа, воспринимая его символически.
«Семейные новогодние традиции остаются важной частью культуры россиян. Несмотря на влияние глобализации, подавляющее большинство сохраняет приверженность классическим обычаям: украшению елки, праздничному застолью с неизменными блюдами вроде „Оливье“ и „Селедки под шубой“, совместному просмотру обращения Президента и обмену подарками. Что интересно, представления о внешности Деда Мороза также отражают исторически сложившийся образ, а часть населения продолжает верить в Деда Мороза и во взрослом возрасте», — прокомментировал Дмитрий Шиманов, основатель и генеральный директор MAR CONSULT.
* В опросе приняли участие 1200 респондентов, в возрасте
Источник: Пресс-служба компании MAR CONSULT















