19 декабря 2025 г.

Аналитическая компания MAR CONSULT провела исследование про новогодние традиции и Деда Мороза, празднование и расходах россиян на Новый 2026 год.

Семейные новогодние традиции

Треть россиян (31%) начинает подготовку к Новому году заранее (за 2-4 недели) и треть (34%) за неделю-две, пятая часть (20%) в последние дни, 3% в последний момент покупают самое необходимое и совсем не готовятся 9%.

В России сохраняются классические традиции празднования Нового года.

Большинство респондентов соблюдают традицию украшения елки (76%) и праздничного застолья (74%). Также большинство (73%) смотрит обращение Президента. Две трети людей обмениваются подарками (66%) и загадывают желания под бой Курантов (61%). Менее распространены просмотр телевизора (49%), ночные прогулки (36%) и запуск фейерверков (27%). Около 4% не соблюдают никаких традиций.

Люди до 45 лет чаще украшают ёлку (до 82%), а старше 45 лет реже (только до 69%). Женщины чаще смотрят обращение Президента (78% против 68% у мужчин). Пожилые (55–65 лет) больше других предпочитают просмотр ТВ (60%). Люди с высоким уровнем дохода от 200 тыс. рублей на семью реже остальных смотрят телевизор на Новый год (22%).

На Урале украшают ёлку абсолютное большинство — 95%, а в Дальневосточном ФО застолье в Новый год — универсальная традиция (90%).

8 из 10 россиян празднуют Новый год дома в кругу семьи, в гостях празднует 7%, в кафе / ресторане / клубе — 2%, в путешествии за границей — 2%, на даче или в санатории — по 1%. А 4% еще не решили, где отмечать праздник.

Застолье

Половина опрошенных (47%) тратят на новогодний стол (включая напитки) до 10 тыс. рублей, четверть (27%) 10-20 тыс. рублей (в Москве 41%), 20-30 тыс. рублей — 9%. Более 30 тыс. рублей тратят всего 3% населения. Не планируют накрывать стол 2%, и затруднились посчитать 12%.

Для россиян обязательно должны быть на новогоднем столе мандарины (80%), шампанское / игристое вино (75%), «Оливье» (72%), «горячее» блюдо — 59%, «Селедка под шубой» — 57%, красная икра — 41%, «Крабовый» салат — 37%, Салат «Мимоза» — 22%. Ничего традиционного или особенного не будет у 4% опрошенных.

Продолжительность празднования

Почти половина респондентов (46%) отмечает Новый год до 2-4 часов ночи, 29% — до 1-2 часов, 2% — ложатся сразу после полуночи, а 3% еще до полуночи. 14% — ложатся в 4-6 утра, и 2% гуляет до вечера 1 января.

59% пожилых людей (55–65 лет) отмечает Новый год до 2-4 утра.

Подарки

Треть россиян (32%) в среднем тратит на новогодние подарки для всех 5–10 тыс. рублей, пятая часть (22%) — 10–20 тыс., только 8% готовы потратить 20-50 тыс. рублей, а более 50 тыс.— всего 3%. Пятая часть (19%) могут потратить только до 5 тыс. рублей. Не дарят подарки 5%, затруднились 11%.

Мужчины чаще, чем женщины тратят 20–50 тыс. рублей (11% против 4%). В возрасте 45–55 лет люди чаще тратят 5–10 тыс. (41%), а в 55–65 лет — до 5 тыс. (26%). Треть москвичей (32%) покупают подарки на 10–20 тыс. рублей, такой же бюджет на подарки у трети россиян с высоким доходом (35%), а люди с низким доходом до 40 тыс. рублей на семью тратят меньше 5 тыс. рублей (31%).

Среди популярных подарков, которые планируют дарить россияне: сладости и алкоголь (39%), косметика и парфюмерия (33%), деньги (26%), аксессуары (сумки, шарфы, часы) — 23%, электроника и бытовая техника — 20%, подарочные сертификаты магазинов — 19%, одежда и обувь — 17%, ювелирные украшения — 13%, сертификаты на услуги — 9%, билеты в театр / кино / на концерт — 8%.

Женщины чаще дарят косметику (40% против 25% у мужчин) и сладости с алкоголем (44% против 33%), а мужчины чаще электронику и бытовую технику (27% против 14% у женщин).

По мнению, десятой части россиян (11%) подарки им приносит Дед Мороз, половине (53%) подарки дарят родители, супруги или родственники, четверть (26%) — самостоятельно выбирают себе подарок, и 10% никто не дарит.

Дед Мороз

Что интересно, 17% россиян старше 18 лет продолжают искренне верить в Деда Мороза, большинство (58%) сами не верят, но сохраняют сказку для детей, пятая часть (20%) скептиков, которые никогда не верили в Деда Мороза. 5% затруднились ответить.

По мнению большинства россиян (74%), Дед Мороз выглядит как добрый старик с длинной бородой, в длинной красной или синей шубе с мешком подарков, что соответствует традиционному представлению. Однако 7% уверены, что Дед Мороз — это добрый старик с короткой бородой, в коротком красном полушубке и красных штанах с мешком подарков, что больше соответствует образу Санта Клауса, что говорит о западном влиянии на образ. 6% предполагают, что Дед Мороз — это сказочный герой в современных одеждах, и 12% не имеют определенного образа, воспринимая его символически.

«Семейные новогодние традиции остаются важной частью культуры россиян. Несмотря на влияние глобализации, подавляющее большинство сохраняет приверженность классическим обычаям: украшению елки, праздничному застолью с неизменными блюдами вроде „Оливье“ и „Селедки под шубой“, совместному просмотру обращения Президента и обмену подарками. Что интересно, представления о внешности Деда Мороза также отражают исторически сложившийся образ, а часть населения продолжает верить в Деда Мороза и во взрослом возрасте», — прокомментировал Дмитрий Шиманов, основатель и генеральный директор MAR CONSULT.

* В опросе приняли участие 1200 респондентов, в возрасте 18-65 лет, по всем Федеральным округам. Опрос проведен в декабре 2025 года.

Источник: Пресс-служба компании MAR CONSULT