19 декабря 2025 г.
Аналитики hh.ru подготовили результаты масштабного опроса среди работодателей, посвящённого их восприятию удалённого формата работы. В исследовании, проведённом в конце 2025 года, приняли участие более 225 компаний разных отраслей и размеров. Анализ данных позволяет выявить ключевые тренды, формирующие современный ландшафт гибридной занятости в России.
Удаленка на рынке: итоги 2025
Аналитика hh.ru показывает, что с января по неполный декабрь 2025 года российские работодатели успели разместить на сервисе более 900 тыс. вакансий на удаленке. При этом от всего объёма вакансий, а это более 9,7 млн предложений о работе с начала года доля вакансий на удаленке достигла уже 10%, что на 2 п.п. больше, чем годов ранее. Таким образом, объём спроса на удаленщиков на российском рынке труда в 2025 году не только не упал, но даже вырос.
Регионы-лидеры по доле спроса на удаленщиков остаются Москва (более 230 тыс. или 25% вакансий от всего объёма вакансий на удаленке по стране), Петербург (6% или более 60 тыс. вакансий), а также Краснодарский край (5% или более 43 тыс. вакансий, Свердловская область и Татарстан (по 3% или более 31 тыс. вакансий в каждом регионе).
Причем сильнее всего за год спрос на удаленщиков вырос у работодателей из удаленных регионов. Так, в Забайкальском крае прирост числа вакансий для удаленщиков (+119% год к году), в Чукотском АО (+88%), в Амурской области (+65%), в Магаданской области (+54%), в Алтайском крае (+36%), в Бурятии (+33%). В столицах прирост год к году также есть, но менее выраженный: в Москве число вакансий для удаленщиков выросло за год на 15%, в Санкт-Петербурге — на 4%.
Эксперты hh.ru также выявили, что медианная предлагаемая зарплата в вакансиях для удаленщиков по итогам 2025 года достигла 71 тыс., что на 30% больше, чем годом ранее.
Причем сильнее всего медианный доход удаленщиков вырос в таких сферах как «Страхование» (+58%), «Автобизнес» (+43%), а также в сфере фитнеса (+42%). Между тем самые высокие зарплатные предложения для удаленщиков предлагают для топ-менеджеров (более 179 тыс. рублей), а также в сфере консалтинга (122 тыс. рублей).
Динамика медианной предлагаемой зарплаты в вакансиях для удаленщиков на hh.ru, Россия.:
|
Профессиональная категория |
2025 руб. |
2024 руб. |
динамика за год |
|
Автомобильный бизнес |
96 500 |
67 400 |
43% |
|
Административный персонал |
52 400 |
45 500 |
15% |
|
Безопасность |
83 700 |
70 700 |
18% |
|
Высший и средний менеджмент |
179 200 |
159 400 |
12% |
|
Добыча сырья |
100 100 |
90 000 |
11% |
|
Домашний, обслуживающий персонал |
60 300 |
50 300 |
20% |
|
Закупки |
89 200 |
76 900 |
16% |
|
Информационные технологии |
99 400 |
78 000 |
27% |
|
Искусство, развлечения, массмедиа |
75 000 |
65 400 |
15% |
|
Маркетинг, реклама, PR |
90 600 |
69 600 |
30% |
|
Медицина, фармацевтика |
73 100 |
59 100 |
24% |
|
Наука, образование |
68 100 |
65 100 |
5% |
|
Продажи, обслуживание клиентов |
68 000 |
50 900 |
34% |
|
Производство, сервисное обслуживание |
105 500 |
92 100 |
15% |
|
Рабочий персонал |
114 200 |
106 000 |
8% |
|
Розничная торговля |
69 700 |
54 700 |
27% |
|
Сельское хозяйство |
110 000 |
90 000 |
22% |
|
Спортивные клубы, фитнес, салоны красоты |
95 100 |
66 800 |
42% |
|
Стратегия, инвестиции, консалтинг |
122 200 |
108 000 |
13% |
|
Страхование |
65 200 |
41 200 |
58% |
|
Строительство, недвижимость |
104 900 |
93 600 |
12% |
|
Транспорт, логистика, перевозки |
93 900 |
71 200 |
32% |
|
Туризм, гостиницы, рестораны |
60 300 |
50 600 |
19% |
|
Управление персоналом, тренинги |
65 600 |
59 800 |
10% |
|
Финансы, бухгалтерия |
69 000 |
50 000 |
38% |
|
Юристы |
70 800 |
61 600 |
15% |
Как российские работодатели относятся к удаленке и как часто ее просят работники. Итоги опроса hh.ru
Доминирующий тренд на рынке труда в «разрезе» удаленки в уходящем 2025 году — это избирательный и ситуативный подход. Такой вывод удалось сделать по результатам большого опроса, проведенного среди более 230 российских работодателей аналитиками hh.ru.
Абсолютное большинство работодателей (более 74% из прошедших опрос hh.ru) демонстрируют не единую, а гибкую и изменчивую позицию. Их отношение к удалёнке зависит от конкретного сотрудника, его роли и задач. Так, 38% компаний заявили о нормальном отношении к удаленке и готовности перевода разных категорий работников на удаленке по их просьбам. Негативный взгляд на этот формат работы есть лишь у 26% опрошенных работодателей. Это говорит о том, что удалёнка перестала быть единой корпоративной политикой и превратилась в индивидуальный инструмент управления и привлечения кадров и талантов, который компании применяют точечно.
Плюсы удалёнки работодатели признают и принимают и среди преимуществ наиболее единодушно отмечают экономию времени и денег сотрудников на дорогу (указали сразу 72%). Признается как абсолютный плюс также гибкость графика (45%) и свобода в выборе места жительства для найма из любых регионов (57%). Кроме того, 64% компаний признали, что наличие удаленки в описании вакансии действительно делает их более привлекательными в глазах соискателей. А 41% признали, что могут через удаленку уменьшать расходы на содержание офиса. Таким образом, основные выгоды воспринимаются скорее, как инструмент повышения качества жизни сотрудника, что косвенно влияет на его лояльность и продуктивность.
Минусы удаленки в восприятии работодателей сфокусированы на человеческом факторе и коммуникации. Главные риски, которые видят работодатели относительно удаленной работы, лежат в области управления и корпоративной культуры. Почти 65% опасаются стирания границ между работой и личной жизнью, ведущего к выгоранию, а свыше 60% указывают на сложности с коммуникацией и координацией, отмечая меньшую эффективность цифровых каналов по сравнению с живым общением. При этом чисто технические и организационные сложности волнуют их значительно меньше. Это указывает на то, что главный вызов удалёнки для бизнеса — не технологический, а управленческий, требующий новых навыков от руководителей и пересмотра процессов.
При этом многие компании готовы переводить сотрудников на удаленку по их запросу (38%). Но готовность перевести сотрудника определяется в первую очередь его личными качествами и характером задач. Более 55% работодателей готовы рассмотреть удалёнку для высоко мотивированных и самостоятельных специалистов, а также для тех, чьи задачи чётко формализуются и измеряются по KPI, например, программисты, дизайнеры, аналитики. При этом опыт работы в компании и наличие доверительных отношений также играют важную роль (на этой указали 34% компаний). Напротив, новички и сотрудники, нуждающиеся в постоянном внешнем контроле, в большинстве случаев остаются кандидатами на офисную работу (58%).
Вопрос оплаты труда остаётся дискуссионным. Так, подавляющее большинство опрошенных работодателей (75%) не согласны с тезисом о том, что удалёнщикам можно снижать доход из-за их экономии на транспортных и других сопутствующих расходах. Лишь небольшая часть (10%) поддерживают эту идею, а некоторые (3%) признаются, что уже практикуют дифференциацию в оплате. Это свидетельствует о том, что на рынке труда постепенно формируется консенсус, что удалённость — это форма организации труда, а не основание для изменения «стоимости» специалиста, однако отдельные компании могут использовать её как фактор при формировании бюджета на позицию.
«Наше исследование показывает, что удалённый формат прочно вошёл в практику российского бизнеса, но его применение стало более взвешенным и осмысленным. Работодатели научились ценить его преимущества для привлечения и удержания талантов, но также ясно осознают сопутствующие риски для корпоративной культуры и управления. Будущее — за гибкими гибридными моделями, где решение о месте работы принимается индивидуально, исходя из задач бизнеса, специфики роли и уровня зрелости сотрудника», — отмечает Мария Игнатова, директор hh.ru по исследованиям.
Источник: Пресс-служба компании hh.ru















