23 декабря 2025 г.

Александр Кукин

Технологии развиваются стремительно, и сейчас это похоже на гонку вооружений, только в сфере инноваций. Как не ошибиться и не вложить средства в устаревшие технологии? Генеральный директор представительства компании Pantum в России Александр Кукин рассказал о признаках, которые указывают на то, что технология скоро устареет, а также объяснил, в каких случаях стоит вкладывать ресурсы даже в разработки из прошлого.

Как выбрать правильную технологию для бизнеса

Российские компании стремятся быстро выходить на рынок за счет покупки готовых технологий. В условиях конкуренции они хотят сразу приступить к производству продукции и получать доход, не тратя время на длительные и затратные процессы разработки. Одним из драйверов этого процесса стал уход с российского рынка крупных международных компаний — отечественные предприятия поставили цель занять освободившиеся ниши, производя собственную продукцию.

Чтобы приобрести современные технологии производства, нужно уметь отличить инновационные разработки от устаревших решений. Рассмотрим, как распознать качественный товар среди красивых слов и технологичных обещаний. Вот два маркера того, что технология не нова.

Объем производимой продукции

Если множество компаний производят одинаковую бытовую технику, такую как фены или соковыжималки, которые отличаются только дизайном и названием, это явный признак устаревания технологии. Такая массовость означает, что технология давно изобретена и приносит низкую прибыль. Чем больше компаний конкурируют на этом рынке, тем ниже становится рентабельность, а следовательно, приобретать эти технологии нет смысла.

В качестве противоположного примера можно рассмотреть отрасли с узкой специализацией, например печатные технологии. Несмотря на то, что они были созданы давно, сегодня в мире существует лишь несколько крупных компаний из Японии, США и Китая, производящие продукцию с применением этих технологий. В европейских странах и других регионах Азии нет предприятий, которые производят печатную технику.

Можно утверждать, что технологии, разработанные или приобретенные ограниченным кругом компаний, не теряют своей актуальности, несмотря на их относительно давнее происхождение.

Открытые предложения о продаже технологий

Компании, имеющие инновационные технологии, стараются держать их в секрете. Чем меньше фирм обладает передовыми разработками, тем выше доход. Поэтому если в открытом доступе появляется информация о продаже технологии — вероятно, она уже потеряла ценность и актуальность.

Яркий пример — электромобили Tesla. Пока эта технология была эксклюзивной, компания зарабатывала огромные деньги. Как только китайские производители освоили производство аналогичных машин, доходы Tesla резко упали.

Так что ключевой индикатор ценности технологии прост: чем ниже конкуренция и чем выше прибыльность продукта, произведенного с ее использованием, тем новее и перспективнее сама технология.

Устаревшие технологии — новый шанс для бизнеса

Не всегда нужно гоняться за передовыми разработками, в некоторых случаях можно заработать и на технологиях, которые давно известны и апробированы. Если для одной страны технологии могут казаться устаревшими, это не означает, что они не востребованы на рынках других государств или регионов. Не стоит недооценивать потенциал технологий вчерашнего дня — иногда старые решения становятся ключом к успеху.

Возьмем, например, Китай, где множество компаний занимаются производством современных электромобилей. Для этой страны такая техника уже не является новинкой, однако в России электрокаров собственного производства пока не существует. Если отечественная компания внедрит эту технологию, она сможет получить значительное конкурентное преимущество на внутреннем рынке, в том числе благодаря таможенным пошлинам, которые защищают рынок. Даже несмотря на то, что в самом Китае эта технология может считаться устаревшей, она все равно может быть востребована в России.

Похожая ситуация наблюдается и в сфере производства печатной техники. Несмотря на то, что технологии печати давно известны и широко применяются, в России практически отсутствуют собственные массовые решения. Есть компания, которая пытается развивать производство принтеров, в том числе при поддержке государства. Однако на сегодняшний день говорить о массовом производстве преждевременно.

Любая компания, сумевшая адаптировать зарубежные достижения, способна стать лидером локального рынка и обеспечить высокую рентабельность своей продукции. Получается, что далеко не каждая технология, утратившая актуальность в одних регионах, бесполезна в других. Наоборот, правильно выбранная стратегия позволяет превращать вчерашние новинки в сегодняшнюю прибыль.

Как приобрести технологии производства и минимизировать риски

Покупка технологий производства — дело непростое. Нет универсального маркетплейса вроде Alibaba или Amazon, где можно было бы выбрать подходящий вариант одним кликом. Более того, каждая компания ревностно охраняет свои секреты, ведь технологии — это основа бизнеса и самая ценная собственность, и делиться ими никто не торопится.

Если появилась компания, готовая продать технологии, прежде чем совершить сделку, нужно проконсультироваться с опытными юристами. Они помогут разобраться в нюансах. Рассмотрим три ключевых момента, которые важно учесть перед покупкой патентов и лицензий.

  • Предмет сделки. Важно уточнить, что конкретно продается, какие права передаются покупателю. Это могут быть как права на интеллектуальную собственность, так и лишь временное разрешение на ее использование. Если речь идет о временном разрешении, убедитесь, что сроки соответствуют вашим бизнес-планам. Например, продажа технологий для производства бытовой техники на два года без наличия производственной линии может быть нецелесообразным вложением. Поиск завода, готового начать выпуск новой для него продукции, потребует значительного времени.

  • Ограничение прав использования. Право использования технологии может быть исключительно для выпуска конкретного товара. Это значит, что продавать саму технологию далее третьему лицу нельзя.

  • Территориальные ограничения. Сегодня международные санкции влияют на многие бизнес-процессы, в том числе и на покупку интеллектуальной собственности. Обычно переговоры и подписание документов предусматривают промежуточные территории, такие как страны Ближнего Востока. На этапе обсуждения условий продажи необходимо выяснить, сможет ли компания, покупающая инновационные разработки, производить продукцию на территории России, или придется налаживать производство за рубежом.

В российском бизнесе нередки случаи мошенничества: недобросовестные посредники заявляют о наличии технологий, которыми не владеют. Чтобы не столкнуться с продавцом, который строит «воздушные замки» вместо крепких технологий, перед подписанием договора необходимо тщательно его изучить. Важно убедиться, что компания, с которой вы заключаете сделку, действительно обладает всеми технологиями, которые она обещает предоставить. Доказательством будет тот факт, что компания сама выпускает аналогичные товары — это гарантия надёжности поставщика.

Таким образом, перед покупкой зарубежной технологии нужно подготовиться юридически и проверить каждую деталь договора. Только так можно обезопасить себя и обеспечить успешное развитие бизнеса.

Источник: Александр Кукин, генеральный директор представительства компании Pantum в России