8 июня 2009 г.

В ходе открывшегося 3 июня в Лондоне Международного налогового саммита КПМГ для стран Европы, Ближнего Востока и Африки были представлены результаты масштабного исследования в сфере налогообложения.

Доклад КПМГ, озаглавленный "Никогда не ловите падающий нож" - результат опроса 852 топ-менеджеров, представляющих компании с выручкой от $250 млн. до $5 млрд. в различных секторах бизнеса из 29 стран мира. Цель исследования - выяснить реакцию руководителей бизнеса на финансово-экономический кризис, а также кратко- и долгосрочные планы компаний. Нетривиальное название докладу дала фраза одного из респондентов, метко охарактеризовавшего трудности выработки антикризисной стратегии в условиях кризисной непредсказуемости.

Согласно результатам исследования, наиболее подготовленным к кризису оказался бизнес в Южной Азии и Азиатско-тихоокеанском регионе, который, в отличие от европейских компаний, усматривает в нем возможность позитивных изменений и появления новых международных рынков. Представители японских, сингапурских, индийских и китайских компаний планируют внести радикальные изменения в свои существующие бизнес-модели в ближайшие 10 лет. В Европе готовность изменить бизнес-стратегию проявили заметно меньше респондентов: 20% в Чехии и Голландии, 25% - в Бельгии, 30% - в Венгрии, 42% - в Великобритании и 63% - в Ирландии.

В России же готовность бизнеса изменить стратегию в ближайший год или в ближайшие 10 лет - одна из самых низких в мире. Лишь 43% наших соотечественников-бизнесменов готовы адаптировать свою стратегию в ближайшем году, 23% - в ближайшее десятилетие (в Сингапуре - 67 и 87%, соответственно; в Индии - 62 и 72, в Японии - 57 и 87, в Германии - 43 и 58).

Опрошенные представители бизнеса усматривают главные проблемы для своего бизнеса в изменении потребительских предпочтений населения в связи с кризисом (55% респондентов в глобальном масштабе), недостатке операционной ликвидности (43%) и волатильности курсов валют (35%).

У российских бизнесменов, в отличие от коллег из большинства опрошенных стран, сложилось стойкое убеждение в том, что с нынешним кризисом нужно бороться с использованием традиционного опыта выхода из экономических рецессий. Всего 3% опрошенных россиян считают нынешний кризис уникальным (в Германии и Италии - 42%, в Венгрии - 40%, в Чехии - 30%, в Великобритании - 18% и США - 10%). "В целом, - отметил Константин Юрченко, Партнер Налогового отдела КПМГ в России, - нас поразил низкий процент респондентов, охарактеризовавших текущий кризис как не уникальное явление, в борьбе с которым они могут широко использовать их предыдущий опыт".

Выход из кризиса видится респондентам в мире в сокращении издержек и затрат (9 баллов по 10-балльной шкале), усилении контроля над финансовой системой и госрегулировании финансового сектора (по 8 баллов), а также более вдумчивом подходе к стратегическим инвестициям (5). В России же 60% опрошенных руководителей бизнеса выступают за снижение налогов как наиболее эффективную антикризисную меру - что значительно превышает среднемировой показатель 38% (для сравнения - более трети респондентов из Люксембурга считают снижение налогов ключевым для выхода из кризиса. С ними согласны 28% испанских, 24% голландских и 20% опрошенных польских бизнесменов. А 20% респондентов в Великобритании и вовсе выступают за увеличение налогового бремени).

Российские бизнесмены высказались за активизацию государственной поддержки бизнеса, в том числе финансовой (35%), и стимулирование кредитования бизнеса банковским сектором (7%). "Роль государства в скорейшем выходе из кризиса велика, - комментирует Юрченко. - Государство обладает финансовыми ресурсами, которые крайне необходимы для поддержки важнейших отраслей. Помимо этого, государство обладает административными ресурсами для улучшения регулирования экономики"; отметим, что в Сингапуре, Японии и Италии, напротив, бизнесмены, полагают, что государство уже достаточно сделало для преодоления кризиса и больше не должно вмешиваться.

Что касается антикризисной экономии, то 60% бизнесменов-россиян отметили, что будут принимать меры по оптимизации своих бизнес-процессов, 37% - намерены сократить персонал, а 27% - планируют сократить затраты на материально-техническое обеспечение бизнеса. "В условиях кризиса, когда прибыльность бизнеса снижается, особое внимание уделяется управлению денежными потоками предприятия, в том числе и моментом уплаты налогов. - Считает Юрченко. - Кроме того, многие компании сокращают издержки, но не все используют законные методы налогового планирования (резервы, амортизационная премия и т.д.)".

В целом, более половины опрошенных представителей бизнеса рассчитывают на новую волну инвестиций и возобновление экономического роста уже в 2010 году. С прогнозом согласны и абсолютное большинство (73%) респондентов-россиян. При этом 80% из них планируют начать инвестиционную деятельность уже в этом году.

Источник: KPMG