3 августа 2010 г.

В новом исследовании компании «Эрнст энд Янг» содержится анализ произошедших после экономического спада изменений в условиях ведения предпринимательской деятельности в глобальном масштабе, которые, по мнению представителей бизнеса, имеют постоянный характер. Лишь 68% опрошенных ожидают улучшений в экономике к 2011 году, и немного больше − 71% − к 2012 году, по данным исследования «Планируя рост» (Planning for growth), в рамках которого был проведен опрос руководителей высшего звена в различных странах мира.

В исследовании рассматриваются изменения, которые ожидаются в глобальной экономике после экономического спада, анализируется вопрос о том, будут ли изменения на глобальном рынке временными или постоянными, и повлияет ли это на методы измерения компаниями эффективности своей деятельности. По результатам анализа дается прогноз на следующие три года, основанный на мнениях представителей деловых кругов, и приводится обзор долговременных мер, планируемых успешными компаниями в этой связи.

Ларс Вейгль, руководитель практики услуг по повышению эффективности бизнеса в регионе EMEIA (Европа, Ближний Восток, Индия и Африка) компании «Эрнст энд Янг», отметил: «В результате шока, полученного в течение последних трех лет, отношение к вопросам финансирования и к руководителям корпораций изменилось у целого поколения. То, что нам сейчас нужно, - это более сбалансированный, сопряженный с меньшими рисками путь к росту, который обеспечит, может быть, менее высокую доходность в краткосрочной перспективе, но гораздо более устойчивые долгосрочные преимущества в результате успешного управления. Будущими лидерами рынка станут компании, которые являются предприимчивыми и демонстрируют гибкий подход. Доминировать на рынке в 2012 году будут те организации, которые обладают способностью быстро принимать решения и претворять их в жизнь».

Представители четырех из 10 компаний ответили, что, по их оценке, их бизнес не вернется к «нормальным» условиям, существовавшим до экономического кризиса. Число таких ответов увеличилось почти на 25% по сравнению с результатами предыдущего исследования, проведенного в прошлом году. Увеличение мощи новых экономических гигантов, таких как Китай и Индия, дополнительные меры регулирования, возросшие налоги, а также возможный возврат инфляции рассматриваются как основные факторы, обусловливающие менее высокую доходность компаний.

Ларс Вейгль отмечает также: «За последние несколько лет на рынке произошли серьезные изменения, и большинство компаний в разных странах мира работают теперь в условиях падения спроса на 20-50%. По данным нашего исследования, участники опроса после преодоления кризиса ожидают коренного изменения условий ведения бизнеса».

В основе всех выводов нашего исследования (в отношении как прогнозов развития рынка, так и планируемых ответных мер бизнеса) – ожидание роста волатильности и сложности. Рост рынков, по прогнозам, будет в значительной степени неравномерным, объем и глубина изменений будут увеличиваться. Участники ожидают ужесточения регулирования. Повышенная осторожность заставит компании концентрировать усилия на инновационных продуктах и процессах – в большей степени, чем на вопросах финансирования.

Определяющими факторами для будущего успеха компаний становятся быстрота реакции бизнеса на новые возможности и новые угрозы, а также необходимая в этой связи гибкость операций.

Ларс Вейгль поясняет: «Для процветания в новых экономических условиях компаниям необходимо действовать более эффективно, концентрировать свои усилия на профильных видах деятельности, удовлетворении запросов потребителей, совершенствовать цепочки поставок для сокращения времени продвижения товаров к рынку. Необходимо также использовать более новаторские подходы и уметь быстрее приспосабливаться к новой ситуации для оптимизации маркетинговых методов и стратегий, ассортимента товаров и услуг для привлечения новых потребителей».

Многие компании уже приступили к пересмотру своих бизнес-моделей и планируют изменение методов ведения операций и измерения результатов деятельности. Ожидается, что пять основных показателей эффективности деятельности останутся прежними. Однако происходит существенное повышение значимости качественных и относительных показателей как основных индикаторов эффективности деятельности в сравнении с количественными.

Участники исследования отметили, что в их компаниях необходимо будет осуществить значительные изменения, затрагивающие все бизнес-подразделения: почти 75% участников считают, что потребуется умеренное количество изменений, однако, по мнению 40% участников, эти изменения будут обширными.

«Одной из основных задач российских компаний является корректировка стратегии, а также повышение эффективности финансовой и производственной деятельности, ― говорит Игорь Болдырев, партнер компании «Эрнст энд Янг», руководитель практики консультационных услуг в СНГ. ― То, что работало до кризиса, сейчас уже не подходит. Для того чтобы выдвинуться на лидирующие позиции в российской промышленности, компаниям следует трансформироваться быстро и радикально, используя передовой опыт в области посткризисного развития, накопленный в других странах. В определенном смысле бизнес возвращается к основополагающим принципам управления активами и эффективного использования капитала».

Источник: Пресс-служба «Эрнст энд Янг»