15 декабря 2010 г.

В преддверии Нового года редакция CRN/RE обратилась к представителям ИТ-розницы с просьбой рассказать, как проходит предновогодний и предрождественский сезон. Как выяснилось, у всех по-разному: где-то продажи вышли на докризисный уровень, а где-то… увы.

CRN/RE: Как вы оцениваете предрождественские продажи вашей компании в этом году? Каким образом изменился объем продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и докризисными годами?

Юлия Залетаева, заместитель директора по развитию «Позитроника» (Красноярск):

«К сожалению, предновогодние продажи 2010 г. существенно отличаются от предыдущих лет. Если сравнивать с аналогичным докризисным периодом, то количество покупок отличается в разы, даже кризисный год был более прогнозируемым. 2010 г. характерен в целом тем, что выходит за рамки общепринятых тенденций.

Если говорить относительно наших планов, то выполнение составляет едва ли 70% по всей сети. Возможно, что в самые последние полторы-две недели начнется обычный для ажиотаж и беготня за подарками, с полок будет сметаться  все, что попадается под руку. Но, боюсь, что даже это не позволит нам выполнить запланированные цифры на 100%.

Если говорить о причинах, то, скорее, это общее снижение покупательского спроса (по крайней мере, данные, которые есть по динамике продаж даже продуктовых сетей, позволяют сделать такой вывод). На фоне еще незавершившегося кризиса люди стараются вкладывать деньги в более серьезные вещи, например квартиры. И компьютерная техника, как предмет далеко не самой первой необходимости, отходит на второй план. Отчасти в качестве проблемы мы видим и тот факт, что нами не была запущена акция 0-0-24 (кредит на 2 года, переплата 0%, первоначальный взнос 0 руб.), в то время как по этой акции в магазинах бытовой техники не было отбоя от желающих».

Андрей Клейменов, директор по продажам компании «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ»:

«Уже сегодня мы можем сказать, что по сравнению с 2009 г. продажи за аналогичный период 2010 г. выросли на 34%, а по сравнению с докризисным периодом 2008 г. на 15%. Мы уверены, что планы продаж на декабрь 2010 мы выполним».

Сергей Луничкин, коммерческий директор ЗАО «Фирма АТТО» (Саратов):

«Продажи относительно прошлого года выросли  примерно на 40%. Что касается качественных оценок, то здесь сказывается выход из кризиса, структура продаж возвращается к докризисным временам. Покупатели опять начинают ценить комфортность покупки, ассортимент, территориальную доступность и надёжность компании».

Наталья Нектова, директор по маркетингу «IMANGO»  (Ростов-на-Дону):

«Приращение объема предновогодних продаж нашей компании в 2010 г. составило 9,6% к докризисному 2007 году и 56,6% к кризисному 2009 г.».

Елена Ноготкова, руководитель отдела по связям с общественностью ГК «Связной»:

«Предновогодние продажи в целом соответствуют нашим планам. В сравнении с прошлым кризисным годом розничный оборот, включая платежи, вырос почти на 70%, продажи телефонов – более чем на 40%, финансовые платежи (денежные переводы и погашения кредитов) выросли более чем на 300%».

Сергей Пак, коммерческий директор «Интант» (Томск):

«Оценив динамику продаж в начале IV квартала, мы ожидали существенный подъем (на уровне 30%) к аналогичному периоду прошлого года. Однако с середины ноября наметилось существенное снижение продаж и к сегодняшнему дню ситуация не улучшается. Есть определенное предновогоднее оживление, но пока оно не выливается в рост продаж, остается только надеяться что в рознице мы свое "отобъем" за счет отложенного спроса в начале I квартала.

Что касается сравнения с докризисным периодом, то по рознице разрыв еще велик, основная причина нам видится в том, что кризис по времени совпал с активизацией деятельности на нашем рынке таких компаний как ДНС и КС (открытие новых магазинов, ценовая война и т.д.). В пользу этого свидетельствует и тот факт, что по уровню корпоративных продаж мы уже вышли на докризисный уровень».

Тихон Смыков, генеральный директор розничной сети re:Store, фирменных монобрендовых магазинов формата Apple Premium Reseller:

«Наша компания уже может констатировать рекордные показатели как в количественном, так и в денежном выражении. Прирост выручки по отношению к прошлому году даже без учета продаж в новых магазинах превышает 50%. Эти показатели максимальны за все время нашего существования».

Анастасия Соколова, директор по маркетингу сети магазинов «Юлмарт»:

«Можно с уверенностью сказать, что предрождественские продажи этого сезона будут значительно превышать объемы продаж прошлого года. Мы наблюдаем  более чем двукратное увеличение объемов продаж. Отчасти это объясняется тем, что компания не стоит на месте и в 2010 г. активно расширяла присутствие как в обеих столицах и Подмосковье, так и в городах центральной России – Твери и Ярославле. В то же время мы отмечаем, что покупатели постепенно выходят из состояния экономного кризисного потребления. Это доказывает пятикратный рост объемов доставки заказов на дом, а также увеличение потребления дорогих брендов и готовых решений. Так, в сети магазинов “Юлмарт” за последний год резко выросли продажи готовых компьютеров MicroExperts».

Роман Сычев, генеральный менеджер управляющей компании «Позитроника»:

«Следует отметить двоякие тенденции в предрождественских продажах: с одной стороны наблюдается предновогодний покупательский ажиотаж, с другой стороны, он смещен непосредственно к самим праздникам в отличие от докризисного периода, когда спрос постепенно нарастал с началом “высокого” сезона в середине августа. Если оценивать предновогодние продажи 2010 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, можно смело говорить о  росте на 14-16%».

Евгения Титова, Ampi.ru:

«Чувствуется, что кризис отступил, но также видно, что люди научились планировать свои расходы заранее. По нашему мнению пик в этом году будет размыт на месяц или на два: декабрь и январь. Уже в конце ноября мы отметили ощутимый всплеск продаж. Если оценивать в целом, то продажи конца ноября - начала декабря порадовали нас своим ростом и широтой ассортимента. Что касается всех продаж, то тенденция докризисных лет вернулась полностью. Видно, что люди хотят и не боятся тратить деньги на нужный им товар и на подарки к Новому году и Рождеству. Предновогодний всплеск сейчас идет на докризисном уровне, но с несколько размытыми границами "пика"».

CRN/RE: Какие ИТ-продукты чаще всего покупают в качестве новогодних подарков? Можно ли выделить какие-то конкретные виды товаров, модели и бренды?

Юлия Залетаева:

«Безусловно, люди покупают в качестве новогодних подарков то, что позволяет доход. Есть данные о том, что в этом году среднестатистический человек готов потратить на это мероприятие 15 тыс.  рублей. Так что приобретают подарки самые разные: от ноутбука до флешки. В случае недорогих подарков на бренды не обращают внимания, скорее смотрят на цену. Если же подарок более серьезный, то имеет смысл говорить о брендовых предпочтениях».

Андрей Клейменов:

«В первую очередь в магазины “Белый Ветер ЦИФРОВОЙ” приходят за ноутбуками, смартфонами и фотоаппаратами. В декабре этого года, конечно же, вне конкуренции iPad и iPhone. Но кроме этого, в праздники возрастают продажи аксессуаров, которые могут пригодиться любому пользователю компьютера и смартфона. Например, хорошим подарком являются флэш-накопители, внешние жесткие диски, гарнитуры Bluetooth, USB-гаджеты, разноцветные сумочки и чехлы».

Сергей Луничкин:

«Ориентируясь на прошлые года можно сказать, что сильно вырастут продажи фотоаппаратов, в разы  -  флеш-накопителей и внешних жестких дисков, будет много продано  ноутбуков и настольных компьютеров. Модели и бренды значения не имеют, для себя покупатели берут функциональные устройства, в подарок, как правило, то, что оригинально выглядит».

Наталья Нектова:  

«Самая продаваемая группа товаров в нашем магазине – это ноутбуки. В канун новогодних праздников эта группа так же останется в лидерах. В качестве подарков чаще всего приобретают ноутбуки средней ценовой группы таких брендов как  Acer, Asus, Lenovo, HP».

Елена Ноготкова:

«Сложно выделить определенные ИТ-продукты, поскольку перед праздниками большая часть наших товаров приобретается в качестве новогодних подарков. Популярные модели и бренды востребованы независимо от праздников и доля их продаж в предновогодние дни по нашему мнению кардинально не изменится».

Сергей Пак:

«Не сказать, что в предновогодний период как-то существенно изменяется структура спроса в плане типов товаров, скорее увеличивается стоимость покупок и средний чек, т.е. с одной стороны спрос смещается в сторону более дорогих товаров, а с другой увеличивается число покупок за одно посещение».

Тихон Смыков:

«Как обычно в это время, мы наблюдаем рост продаж аксессуаров и персональных цифровых устройств. Естественно, в этом ряду нельзя не выделить iPhone и iPad от Apple, а также все, что связано с этими устройствами».

Анастасия Соколова:

«Традиционно лидерами предновогодних продаж являются современные гаджеты – mp3-плееры, фотоаппараты, телевизоры и ноутбуки. При этом, выбирая подарки, потребители часто отдают предпочтение преимущественно брендам  категории “А”. Эта традиция была отчасти нарушена в период кризиса, когда наличие подарка из нужной товарной категории было важнее его принадлежности к широко известной марке или премиальному бренду. Сегодня мы видим возвращение к докризисной модели потребления, ориентированной на высокое качество приобретаемой электроники».

Роман Сычев:

«По опыту нашей сети, в качестве новогодних подарков покупателями востребованы две категории товаров: стильные и сравнительно недорогие аксессуары (игровые мыши, флэш-диски и др.) и гаджеты средней ценовой категории (нетбуки, мобильные телефоны, цифровые фото- и видеокамеры и электронные книги)».

Евгения Титова:

«В качестве подарков на Новый год пользуются популярностью все мобильные устройства: сотовые телефоны, коммуникаторы, электронные записные книжки, нетбуки и ноутбуки. Активно покупают различные аксессуары оригинального дизайна, хотя по ним самый пик можно сказать уже прошел - это любимые корпоративные подарки, которые заказывались заранее, задолго до наступления предпраздничных дней. Среди брендов можно выделить ASUS, HP, а также Lenovo. Это объясняется их активной позицией на рынке. Когда вендор активно сам продвигает свой товар, спрос на него всегда оправдывает ожидания».

Источник: CRN/RE