11 августа 2011 г.

Четверо из десяти интернет-пользователей (41%) встречали в Интернете предупреждение, что просмотр или скачивание аудио или видео запрещено правообладателем. Еще 30% пользователей могут отличить легальный контент от нелегального, и лишь четверть (24%) готовы платить за
потребление легальной информации в интернете. Такие данные были получены в исследовании ФОМ1, совместно с журналом «Интернет в цифрах»2.

Потребление аудио и видео контента в Интернете весьма популярное занятие. Так, около 37 млн. человек (более чем две трети - 69%) интернет-аудитории просматривали/прослушивали или скачивали медиа-контент в Сети. Особенно интересно, что  потребление более «тяжелого»видео более популярно, чем прослушивание или скачивание аудио.

Несмотря на высокую долю потребления медийной информации, лишь четверо из десяти интернет-пользователей (41%) заявляют о том, что им приходилось сталкиваться с  предупреждением о том, что просмотр или скачивание контента запрещено правообладателем.

Чаще, чем в среднем, обращаться к защищенному правообладателем контенту приходилось  мужчинам (46%), а также молодым пользователям 18-35 лет (45%%), что может быть связано с  особенностями потребляемого контента в этих демографических группах.

Более половины интернет-пользователей заявляют, что не могут отличить легальный
контент от нелегального. Эта цифра наглядно демонстрирует насколько для людей выходящих в  Сеть, во-первых, неочевидны различия между пиратским и легальным контентом, а во вторых,  насколько далека от них эта проблема. Стоит заметить, среди молодежи 18-24 лет и  представителей сильного пола доля людей способных отличить один тип контента от другого на 7  п.п. выше, чем средние 30%. Среди интернет-пользователей старше 55 лет таких всего 10%.

Весьма вероятно, что неспособность отличить «хороший» контент от «плохого» связана с  размытостью понятия «легальное» в Сети и отсутствием четких критериев определение одного от  другого. Для большинства пользователей, заявивших, что они отличают легальный контент,  ключевыми идентификаторами являются хорошее качество (27%), платность (24%) и  необходимость регистрации (9%).


Хотя очевидно бытующее представление о том, что легальный контент чаще всего является  платным, реально платить за просмотр или скачивание информации готовы лишь четверть  интернет-пользователей (24%). Абсолютная цифра примерно в 13 млн. человек демонстрирует, что  даже такой незначительной доли достаточно для создания масштабного рынка платного контента в  Сети. В тоже время нельзя не отметить, что даже среди тех, кто может отличить легальный контент от нелегального только чуть больше трети (36%) заявляет, что готовы платить за легальный  интернет-контент.

Готовность платить за легальное, главным образом, связана с характеристиками получаемого за  деньги контента, либо с нравственной стороной вопроса. Так, 29% пользователей готовы платить за  высокое качество, еще 20% за надежность и безопасность. Из-за уважения к труду автора и закону  платить готовы 11% и 9% пользователей.


Самым главным барьером для потребления платного легального контента в Интернете оказывается  финансовый аспект. Ожидаемо, что больше всего пользователей (40% среди заявивших что не  готовы платить за контент) ссылаются на отсутствие финансовой возможности/ дороговизну  контента. Более интересно то, что примерно каждый десятый (13%) интернет-пользователь,  заявивший о том, что не готов платить за легальный контент в Сети, объясняют свою позицию тем,  что не видят смысла платить за то, что можно найти в интернете бесплатно. Еще 9% считают, что достаточным является факт оплаты доступа к Интернету.

Источник: ФОМ